Очень многие родители задаются вопросом, готов ли их ребенок к школе и когда лучше его туда отдавать? При этом основными критериями готовности к школе сегодня является для ребенка умение самостоятельно читать, писать, считать, и иногда даже знать иностранные языки.
Одна мама рассказывала о том, что в два с половиной года ее дочка не только училась читать русский алфавит, но и английский тоже. В три с половиной года она уже умела читать по слогам самостоятельно, в четыре умела читать английские слова и за два-три года до школы, они спокойно выполняли программу первого класса. Мама даже и не сомневалась в том, что ребенок готов к школе. Каково же было ее изумление, когда в школе девочка совершенно потеряла интерес к учебе. Само слово "школа" вызывало в ней такую апатию, что родители схватились за голову. Что же делать? Ребенок совершенно не хочет учиться. Более того, ей не интересно общаться с детьми в школе, потому что надо как-то налаживать контакт, а она этого делать не может и не знает как. Большую часть дошкольного времени она проводила с репетиторами в процессе учебы, а с детьми контактировать так и не научилась. И тут мама поняла, вместо того, чтобы дать дочери возможность наслаждаться своим детством, играми с детьми, общением со сверстниками, она тратила неимоверные усилия на то, что девочке было не по возрасту, рано, не нужно. И еще до школы расходовав все свои ресурсы на образование, она потеряла к нему всякий интерес.
Данная история закончилась хорошо. Мама больше не стала утруждать ребенка неинтересным занятием, и дала ей время расслабиться, насладиться своим детством, научиться сначала ладить с ребятами в классе, и почувствовать самой тягу к знаниям, интерес к учебе.
Как же на самом деле должен быть готов ребенок к школе? И так ли важно умение читать и писать, идя в школу, или все таки есть какие-то более важные и нужные вещи?
Конечно, если ребенок сам проявлял инициативу к чтению, это хорошо и это ему интересно. Но гораздо важнее психологическая готовность ребенка. Если не будет ее, все остальное будет даваться с большим трудом. Существует понятие личностной подготовки ребенка, что означает его отношение к свои способностям. И если выясняется что самооценка ребенка слишком сильно занижена или наоборот, слишком сильно завышена, то ему очень трудно будет воспринимать информацию, которую преподают в школе. Даже условия задачи он может начать подгонять под себя, вместо того, чтобы искать способ решения задачи. И если вдруг учительница или другие ученики не вступают с ним в диалог на данную тему, то это может его сильно ранить и обидеть. И снова учеба превращается во что-то очень не интересное, а учительница становиться плохой и злой.
Личностная и интеллектуальная готовность к школе формируется у ребенка постепенно. И родители должны очень серьезно и осознанно подойти к этому вопросу. От этого будет зависеть успех ребенка в школе.
Очень важно то, насколько ребенок готов брать на себя ответственность. Родители так же должны объяснить ему, что необходимость и желание учиться - это в первую очередь задача ребенка, а не родителей. К сожалению, далеко не всегда родители сами это осознают. И как только ответственность за учебу своих детей они берут на себя, у детей пропадает совершенно всякая мотивация к желанию учиться и обучаться. За них есть кому это делать. И зачастую это так же может стать трудностью для ребенка в школе. Он не видит смысла посещать это скучное, не интересное заведение.
Как понять, если у ребенка желание учиться?
Обратите внимание на то, как ребенок слушает вас, например, когда вы читаете ему сказки. Задает ли он вам при этом какие-то сопутствующие вопросы? Включается ли он в диалог, когда вы о чем -то с ним беседуете? Насколько в нем присутствует интерес к окружающем миру? Все это говорит о том, что он готов воспринимать новую информацию.
Мы уже вначале говорили о том, что важно не только наличие интеллектуальной готовности, но и эмоциональной. Насколько ребенок коммуникабелен. Легко ли ему вливаться в новый коллектив. Умеет ли он общаться не только со своими сверстниками, но и уважительно относится ко взрослым людям. Конечно, бывает и так, что дети, которым трудно общаться со сверстниками, с большим интересом углубляются в учебу. Но это не значит, что от этого им легко в школе и в той новой среде, в которой придется провести много лет. Умение ладить с людьми, находить компромиссные решения - очень важный показатель зрелости и подготовленности малыша.
Помимо всего вышесказанного, сегодня действуют определенные критерии, на которые ориентируются не только родители, но и специалисты, учителя, которым так же важно понять, готов ли ребенок прийти к ним в школу. Перечислим некоторые из них:
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться и которые не могут катиться?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Мы надеемся, что наша статья поможет вам понять, насколько ваш ребенок готов к школе и принять правильное решение.
Удачи вам и вашим детям на этом новом, интересном, не всегда легком, но очень важном пути достижений и открытий!
Комментарий специалиста
Что еще можно сказать про подготовку к школе:
Почему многие школы требуют от будущих первоклассников умения читать, писать, считать, для меня не понятно. Ведь программа первого класса предполагает поэтапное освоение этих навыков и зрелый ребенок семи-восьми лет может освоить все это быстро и качественно. Удивительно при этом, что школу не заботит социальная адаптация детей, навыки ответственности и самостоятельности. А хуже всего то, что всю начальную школу (это как минимум) школа требует, что бы родитель полностью контролировал процесс обучения и отвечал за него.
Ответственность – главный навык, который необходим для успешного обучения. Ответственный человечек знает, что учится он для себя. А как ребенок узнает, что все в жизни он делает для себя? Правильно, если родитель будет перекладывать на малыша ответственность (начиная с малого) и позволять сталкиваться с последствиями своих действий и принятых решений.
Если ваш малыш участвовал в совместных делах, а с 4-х – 5-и лет за ним закрепили несколько бытовых обязанностей, то к школе он уже умеет планировать свое время, успевая поиграть и поработать. Необходимость регулярно трудиться и чередовать интересные и нужные занятия для него обычное дело. А вот для деток, которые до школы вели праздный образ жизни (а таких сейчас большинство) необходимость учиться и напрягаться превращаются в тяжелую повинность и они всячески саботируют процесс.
Социальная адаптация – третий кит, на котором базируется подготовка к школе. В школе ребенку придется самостоятельно строить отношения с другими детьми разного возраста, со взрослыми. В школе навыки взаимодействия закрепляются и развиваются, а формируются они в дошкольном возрасте. Организуйте для своего детки встречи с группами детей, где они могут свободно общаться и учиться взаимодействию. Предоставляйте ребенку самому договариваться со взрослыми (например: находясь в гостях пусть сам что-то спрашивает у хозяйки дома, откажитесь от роли посредника).
И главное – та огромная черепаха, на которых стоят все три кита J - это готовность родителя! Определите свое отношение к школе, почему мы взрослые боимся школы? Школа – новая форма власти над нашими детьми. Теперь не только вы будите решать как и чему должен научиться ваш ребенок. Мне очень помогли несколько утверждений, которые я себе повторяла каждый раз, когда возникала необходимость.
* Директор школы и учителя – исполнители услуги, а я заказчик!!!
* Что означает школьная оценка? Оценки выставляют ребенку. Школьные оценки моего детки не входят в список критериев «как я узнаю, что я хорошая мать»
* Учеба личное дело ребенка и учится он для себя, ошибки важная часть обучения и они рассказывают учителю, что необходимо объяснить ребенку
* Уроки – оценки – качество выполнения задания не является показателем того как ребенок относится к учебе, тем более не говорит об отношении ко мне.
* Я могу создать атмосферу безопасного познания, все мои поступки и слова должны показывать ребенку, что я его люблю и всегда на его стороне.
С уважением, Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, психотерапевт
Автор статьи: Ирина Шалимова, руководитель Сети детских садов, Семейного клуба и Бюро семейных путешествий "Большая Черепаха" (http://big-turtle.ru, http://vk.com/id3903171, https://www.facebook.com/profile.php?id=100000305158838)