Развивающие игры с конструктором Лего (1-4 года)

В каждой семье есть много-много развивающих материалов. Но покупаются ещё и ещё! Ведь так хочется развить малыша. А кругом столько всего полезного в продаже! Остановиться очень трудно…
Я тоже прошла период накопления игр и пособий – покупала и покупала. Прошла и период бесконечного изготовления всё новых и новых – шила, вязала, клеила… Но теперь я отношусь к новым пособием с большим скепсисом и осторожностью. Сразу думаю, а зачем нам вот еще и такая игрушка? Что она развивает? И оказывается, что на развитие подобных навыков у нас уже есть и игры, и пособия, и конструкторы.
Да-да! Конструкторы – это не просто игрушки. Это развивающие игры. Причём, их можно использовать, как обычно – просто строить поделки. И это уже хорошо! Это развивает и мелкую моторику, и пространственное мышление, и воображение, и многое другое.

Но если взять конструктор и посмотреть на него, как на некий набор элементов, то он смело может заменить и мозаику, и кубики, и другие общепринятые пособия.

Развивающие игры с конструкторами Лего с годовалыми и дальше

Начинаем с самых маленьких – с годовалых малышей. И попробуем развивать их с помощью “Лего”.

Как выбирать “Лего” годовалому

Базовый набор Duplo с кирпичиками

Конечно, это будут самые крупные конструкторы серии Duplo. И еще не меньше года, а то и полутора-двух выбор стоит останавливать именно на этой серии конструкторов “Лего”.

Малышу можно купить набор с 1-2 человечками, несколькими кирпичиками, подставкой-основой. Можно купить набор, где есть какая-либо техника, например, машинка или самолётик. Но не разгоняться, не пытаться купить много всего! Потому что Duplo не будет актуально слишком долго. После 2-2,5 лет уже можно покупать настоящее “Лего”.

Большие наборы из серии Duplo (магазин, полиция и так далее) менее функциональны для малышей, чем несколько маленьких, где больше простых кирпичиков. Они, всё-таки, рассчитаны на детей от 3 лет и старше. А в этом возрасте уже гораздо больше подойдут наборы классического, мелкого “Лего”.

“Лего”? Или аналоги?

Если вы решили купить или докупить “Лего”, то у вас может возникнуть вопрос, а так ли важно купить именно “Лего”, то самое, настоящее. Ведь есть много конструкторов похожих на “Лего” и даже есть “Лего”-совместимые конструкторы. И стоят такие аналоги существенно дешевле!

Так, может, покупать аналоги? Зачем тратить в 2-3 раза больше, когда есть другие конструкторы?

Скажу вам сразу – ни один аналог не похож по качеству на настоящее “Лего”.

Некоторые сделаны лучше, некоторые хуже, некоторые – совсем плохо. Но все они на дотягивают до “Лего”!

Почему? Ведь детальки точно такие же! А потому, что пресс-формы для них выполнены очень плохо, сам пластик – дешевле. А всё это вместе не даёт деталям подходить друг к другу с миллиметровой или даже микронной точностью.

Детали аналогов соединяются почти всегда с трудом. Пожалуй, у всех, кроме “Мега блокс”.

Соединив их с трудом, вы потом еще больше намучаетесь, когда станете разбирать постройку или переделывать. Отделяются они сложно, часто приходиться применять силу.

У некоторых аналогов детали, наоборот, прикрепляются очень легко. Но… они так же легко и отделяются, а попросту говоря, вообще не держаться. И модель разваливается уже в процессе строительства. А уж играть с ней – не получится!

У аналогов вы не сможете найти столь интересные и разнообразные наборы, как у “Лего”. Выбор обычно меньше, модели простые или просто не интересные.

Докупить дополнение к аналогам будет гораздо сложнее. Сегодня они есть в продаже, а завтра уже нет. А к “Лего” вы всегда купите дополнения, даже есть будете находиться на другом конце света (как было однажды с нами).

А самое главное, что когда-нибудь настоящее “Лего” проберется к вам в дом и перемешается с аналогом. Аналог и “Лего” соединяются с трудом…

Вы замучаетесь отделять “Лего” от не-”Лего”. Это, слава Богу, возможно, потому что на каждой детальке настоящего “Лего” есть крошечная надпись Lego. буквально на каждой!

В конце концов, многие, которые сначала покупали не “Лего”, а потом попробовали настоящее “Лего”, перешли на него.

Так почему бы сразу не начать с хорошего? Лучше меньше “Лего”, чем больше аналогов! И, кстати, на небольшие наборы цена вполне посильная.

Развитие и обучение с “Лего”-увлечением

Знакомимся с цветом, формой и размером

Соберите “палочку” или “кубик” из нескольких деталей одного цвета.

“Палочкой” можно назвать несколько деталей одного размера, соединённых друг с другом, то есть, как бы надетых друг на друга.

Так же делаем кубик, допустим, из шести базовых кирпичиков – кладем два рядом, на них еще два, но не вдоль, а поперёк – для улучшение сцепления. И сверху еще два – в том же направлении, что нижние два.

Как играть? Показываете и называете: “Смотри, это красная палочка! А это жёлтые кубик!”. И так далее.

Можно сделать полосатую “палочку”. Чередовать детали двух разных цветов или просто – налепить, какие попадутся….

Показывая такую палочку, можно пальцем тыкать в нужный цвет и называть его. Но это после того, как неоднократно показывали одноцветные палочки.

Конечно, после любой “демонстрации” материала, давайте его ребёнку в руки. Пусть сломает, если захочет и если получится. Не у всех сразу это получается!

Играя с малышом, строя что-то, просто называйте цвета деталей.

Можете поиграть в игру, с раскладыванием фигур по «своим домикам» (домики можно просто вырезать из цветной бумаги, цвет бумаги, конечно, должен соответствовать цвету и оттенку деталей).

Одинаковый – разный, такой – не такой, похожий

Познакомьте ребёнка с понятиями “одинаковый” и “разный”.

Делайте простенькие постройки из 3-4 фигур. Две совсем одинаковые постройки.

Покажите и скажите, что они одинаковые. Потом возьмите совсем непохожую и замените одну из фигур. Скажите что эти фигурки разные.

Делайте это и с цветами (башенки одинакового цвета и разного), и с размером (две башенки одного цвета, но разные по размеру) и по форме (вроде похожие, но у одной сбоку “балкончик” и они уже разные).

Постепенно можно начинать использовать слова “такой же” – “не такой”, “похожий” – “не похожий”.

Соединяем детали

Покажите ребенку, как соединять детали. Возьмите две детали, вложите в ручки малыша и своими руками покажите, как соединять и сразу же разъединять.

Пусть он сам попробует. Получаться будет далеко не сразу! Но не спешите! Наберитесь терпения!

Ставим детали на панель

Покажите, как ставить детали на панель. Опять же, не спешите, не торопите. Не уговаривайте, если ребёнку не интересно.

Попробуйте увлечь игрой на основе того сюжета, который может быть понятен ребёнку.

Например, мы не ставим детальки, а… сажаем цветы (особенно хорошо, если есть зелёная панель, но и это не так важно!)!

Говорите: «Я беру красный цветок! И сажаю его! Распустился цветочек!» (ставите красный кубик на панель) и так далее. Затем просите малыша сделать то же самое. Обязательно похвалите малыша, если он включается в игру! Только не словом “Молодец!”, а лучше “Какой у тебя хороший цветочек распустился!”

Когда малыш освоится и научится ставить детали на панель, то пусть это будет уже не “точечная” посадка цветов, а высаживание их вдоль дорожки. Дорожку можно выложить веревочкой и далее – сажаем цветы в ряд. Пусть ребёнок сажает, как у него получается. К двум годам ближе уже можно попросить сажать по “правилам”, например, один рядом с другим, без пропусков пустого места. Или наоборот, чтобы между ними было расстояние.

Если ребёнок явно играет с удовольствием, можно добавить условие, с этой стороны только красные, а с другой – только синие.

Более сложные задания с чередованием по цвету пока вводить рано.

Если цветы не интересуют или надоели, меняем условия. Например, делаем улицу – ставим дома вдоль дороги. Пусть часть домов будут одноэтажные, а часть двухэтажные. Осилим трёхэтажные? Хорошо! Нет? Не спешим!

Duplo на ….бумажке!

Игру в город или цветы можно попробовать провести и на листке бумаги (лучше плотной, и лучше не играть на ковре – неудобно).

Обведите контуры деталей нужным цветом, предложите ребёнку расставить их по местам и дальше запускайте в город (или в парк с цветами) человечка, зверушку, машинки – кто есть.

детали будут стоять не так надежно, как на панели. Зато их можно подбирать и по цвету контура. И можно ставить не только параллельно друг другу!

Можно “рисовать” детальками на бумажке. Часть рисунка можно нарисовать, например, нарисовать стебелёк, а из деталей сделать серединку (кубик) и лепестки (кирпичики).

Можно выкладывать разных смешных гусениц и так далее, словом, использовать в качестве мозаики.

Сортируем по типу

Пока это довольно сложно, но вы сами увидите, когда ребёнок будет к этому готов.

Но не надо проводить специального занятия. Просто попросите тут строить только из кирпичиков, здесь живёт человечек по имени Кирпичунчик. А вот тут – только из деталей, похожих на кубик (половинка кирпичика). Тут живёт Кубарик.

Они дружат и ходят друг к другу в гости! Далее – разыгрываете сюжетную игру с диалогами между двумя человечками, которые тоже можно изобразить из деталек Duplo или использовать человечков, входящих в комплект.

Можно попробовать доставать детали из “Волшебного мешочка”, угадывая руками, какая деталь для Кирпичунчика, а какая для Кубарика.

Можно просто изобразить, что кирпичики – это пирожки, а кубики – яблочки или булочки (лучше, если не конфеты). А у нас две куклы или две мягкие игрушки, которые просят угостить их – одна пирожками, а другая – яблочками. Для развития и закрепления навыка сортировки нам не обязательно сортировать по 40 деталей. Достаточно, чтобы каждой детали было по 5-6 штук.

Развиваем фантазию

Здесь, собственно, может расцветать фантазия и здесь, как раз и будет использование конструктора по первоначальному назначению.

Но надо помнить, что малыш в год не в состоянии построить что-то серьезное и уж тем более, не всякий малыш сам может вдруг увидеть в своей постройке что-то похожее на реальный предмет или реально существо.

Начинайте сами – покажите ребёнку примитивнейшее существо, похожее на любое животное, какое вы захотите. То есть, “туловище” и выступающая “голова”. Для годовалого – это вполне живое существо!

Постепенно постройки могут усложняться. Но не спешите покупать дополнительные наборы! Самые обычные кирпичики несут в себе множество возможностей!

Duplo, как предметы заменители

Вообще, можно использовать детали “Лего” – Duplo в любой игре, как предметы заменители.

Нужна в игре булочка, мыло, груз в машину, денежка или что-то другое, смело берите детали конструктора! Пусть он живёт вместе с ребёнком, а не пылится до следующей игры!

Сделайте “тортик” со свечками и устройте куклам и мишкам день рождения.

Разносите почту – детальки станут письмами.

Играйте в магазин – детальки превратятся в денежку (более интересно и подробно в магазин можно играть с детьми постарше – я напишу в нужной теме).

Duplo, как кукольный интерьер и антураж

Сделайте из деталей конструктора куколке (не “Лего” человечку, а просто небольшой куколке) кроватку, столик, стульчик. И дайте ребёнку играть!

Через день сделайте еще что-то. Потом еще. Это подтолкнёт ребёнка на аналогичные постройки и сооружения.

Пусть “Лего” не будет “вещью в себе, пусть активно сочетается с любыми другими игрушками!

Квест для малышей!

Все детали конструктора – растерялись! Нужно пройти по всему дому и собрать их! В ведерко – кирпичики, а в корзинку – кубики.

Выстройте препятствия из подушек, стульев, “Раннего старта” и так далее. Проходя их, ребёнок должен будет найти (заметить, например, торчащую с книжной полки) деталь или несколько.

Можно по ходу соединять детали друг с другом.

Можно таскать найденные детали в комнату и выстраивать в виде башни.

Где и как хранить “Лего” для годовалого (от года до двух)

Если у вас небольшой набор, то сложите все в удобную коробку или две и поставьте на полочку в зону досягаемости ребёнка.

В две коробки стоит раскладывать детали разного типа. Например, все кирпичики и кубики (словом, основные блоки) в одну коробку, а все остальные детали – в другую.

Человечков при этом не надо сваливать в общую кучу. Пусть стоят на полочке рядом с коробками. Как-то более уважительно… И ребёнку удобнее играть.

Если есть “Лего” транспорт, то пусть тоже стоит отдельно на полочке. Ну, если транспорта много, то пусть стоит 1-2 предмета, остальное можно убрать в шкафчик с глаз долой. И доставать иногда, заменяя то, что есть на “новое”.

Если у вас очень много деталей или несколько наборов, то сложите базовые блоки в одну коробку. Не слишком много, чтобы ребёнку удобно было самому доставать.

Некоторую часть других деталей сложите во вторую коробку. А часть – уберите в шкаф. Их так же можно будет доставать время от времени, заменяя на те детали, которые примелькались. Такая “ротация” деталей очень полезна!

Развивающие игры с конструкторами Лего с детьми от 2 до 4 лет

Для начала обязательно посмотрите все игры и упражнения, предложенные в теме для детей от года до двух. Многое из этого может пригодится и вашим деткам.

А мы продолжим!

Напомню, что теперь вы можете использовать как по-прежнему конструкторы Duplo, так и мелкое “Лего”, так и сочетать их (они отлично сочетаются).

Задания подбирайте, конечно, такие, которые по силам вашему ребёнку и те, которые будут наиболее интересны.

Помните, что это игра, а не занятие. И ребёнок не обязан выполнять задание.

Расположение в пространстве

В процессе игры (не специально усадив ребёнка “заниматься, а просто в процессе игры) стройте разные башенки, заборчики, домики из деталей разных цветов.

Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:

! «большой», «маленький», «высокий», «низкий»

! «больше», «меньше», «выше», «ниже»,

! «верх», «низ», «вверху», «внизу»,

! «над», «под»

! «справа», «слева», «в середине», «рядом».

Стройте небольшие домики и играйте с ними.

Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:

! «внутри», «снаружи»,

! «видно», «не видно».

Ищем деталь по контуру

Нарисуйте на листке бумаги контуры некоторых фигур (не кирпичиков). Просто положите и обведите. А ребёнок пусть угадает, где нарисована какая деталь.

А потом пусть попробует сам обвести детали. Это не так просто, как кажется. Для начала пробуйте давать такое задание только с деталями Duplo, а не мелкого “Лего”. Не забывайте, что многим детям очень сложно пока управляться с карандашом. И если ваш ребёнок относится к таким малышам, то ему это задание не предлагайте.

«Обезьянка»

Поиграйте с малышом в «Обезьянку» (игра описана в книге Никитиных «Интеллектуальные игры»). Возьмите для начала две детали (два кубика, или кубик и кирпичик, или два кирпичика). Точно такие же по форме, цвету и размеру детали дайте малышу. Договоритесь с ним, что он обезьянка, а обезьянки очень любят за всеми все повторять. Вы будете строить, а обезьянка будет повторять за вами.

Постройте простейшую модель – башенку, дорожку, заборчик. Дождитесь, пока ребенок ее скопирует, потом собирайте следующую. Слишком долго играть не стоит, заканчивайте, пока ребенок не устал или ему не надоело (а надоест буквально после 3-4 повторений и это нормально). Тогда он с удовольствием поиграет с вами в следующий раз. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант.

Постепенно перейдите к копированию построек из трех – пяти и более деталей. В процессе игры просите малыша подумать, на что похожа та или иная постройка.

Переделываем

Следующее по сложности задание – преобразование образцов. Взрослый строит небольшое сооружение и просит ребенка построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Самое простое – это изменить цвет. Ваша башня целиком красная, а его пусть будет из таких же деталей, но синих. Затем – пусть меняет размер. Вместо маленьких деталей пусть берет большие (или наоборот), если, конечно, у вас есть и “Лего” мелкое и Duplo. Потом – меняйте форму – вместо кубиков – кирпичи (но количество деталей, их цвет и их соотношение между собой сохраняется) и так далее.

Строим по описанию

Это уже к 4 годам, конечно. Не в два года, точно.

Предложите ребенку самостоятельно построить два домика – для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сам подбирает детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).

Последовательности

Научите ребенка выполнять задания по продолжению ряда, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выложите начало дорожки (заборчика, улицы города, клумбы вдоль дорожки и так далее), например, кубик – кирпичик – кубик – кирпичик или кубики: красный – синий – красный – синий. Попросите ребенка угадать, какая деталь будет дальше.

Для того, чтобы ребёнок понял, почувствовал задание, проговорите вслух несколько раз последовательность выложенных фигур. Чаще всего, на слух детям проще понять, в чем смысл.

Постепенно усложняйте задания, чередуя три разных детали. Или деталь одного типа – две детали другого типа и так далее.

Обращайте его внимание не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик на кубик, потом просто кирпичик и так далее.

На что это похоже?

Сделайте несложную абстрактную постройку. Можно из одноцветных деталей, можно из разноцветный. Рассмотрите внимательно со всех сторон, попробуйте найти образы – на что это похоже, целиком или частями.

Для тех, кому надоело Duplo

Если вы уже играете в мелкое “Лего”, но у вас много деталей Duplo, то можно их использовать очень “хитрО”.

Например, возьмите небольшие картинки или нарисуйте сами картинки.

Разрежьте их на кусочки, наклейте на боковые части кубиков Duplo.

“Высокие” картинки можно складывать, ставя друг на друга. Например, жирафа.

“Длинные” картинки можно собирать, ставя их на панельку, например, крокодила.

Картинки могут составляться из одного ряда или столбца. А можно из двух-трёх рядов или столбцов.

Разговаривая с малышом в процессе игры, используйте слова:

«левая половинка», «правая», «середина»,

«верх» картинки, «низ»,

верхний правый угол или нижний левый и т.д.

Для тех, кому надоело Duplo – 2

Можно наклеить на боковую часть деталей буквы или склады (МА, ША и так далее). И использовать кубики или кирпичики при обучении чтению.

Как хранить “Лего” там, где дети от 2 до 4 лет?

Если мы продолжаем работать только с сериями Duplo, то можно придерживаться того же принципа, что бы описан в теме о детях от года до двух – удобный доступ. В доступе базовые кирпичики и немного других деталей.

Если мы пользуемся классическим “Лего”, тогда нужно уже оборудовать удобно место для игры и одновременно для хранения “Лего”.

Это может быть столик и ящички над ним. Но удобнее – небольшая невысокая полочка или мини-столик на высоте 30-40 см от пола. За таким столиком удобно играть, сидя на полу.

Называется такое место “игровой уголок”. Там удобно играть!

Рядом на стенке должны быть полочки, где будут стоять коробочки с деталями.

Или же стеллаж с полками, где всё это будет находится.

Детали лучше всего рассортировать по типам: кубики, кирпичики, длинные “полосочки”, мелкие детали, окошки и двери, колесики.

Удобно хранить в полупрозрачных небольших контейнерах или даже “бутербродницах”.

Через прозрачные стенки видно, где что лежит.

Если стенки не прозрачные, нарисуйте или сфотографируйте те типы деталей, которые должны лежать в этой коробочке.

Тогда искать нужное будет удобнее и раскладывать по местам – тоже.

Автор: Лена Данилова

Источник: http://blog.danilova.ru

Число голосов: 3


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования