18 игр с цифрами и числами для дошкольников и младших школьников
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Юрий Яковлев
Математическое волшебство. Попросите маленького ребенка, только-только научившегося считать в пределах пяти, загадать число, прибавить к нему два и сказать ответ. А потом “отгадайте”, какое число он задумал. Демонстрируйте этот фокус время от времени и в один прекрасный день ребенок поймет, как самому стать таким фокусником.
Личный счет. В дороге и в моменты скучного ожидания связывайте числа с тем, что вам близко. Например: “Что у нас по одному – один нос и один сын. У нас две руки и два раза мы ходили в цирк. Три человека в нашей семье и три поросенка в любимой сказке итд”. Старайтесь выдумать что-то посмешнее. Если ребенок захочет – попробуйте все это нарисовать. И не ограничивайтесь первым десятком, возвращайтесь к игре время от времени и считайте дальше.
Ним с числами. Есть целая серия таких игр, победные алгоритмы к ней и класс математических задач. Но для начала стоит просто поиграть. Возьмите число, до которого ребенок (возможно с трудом и с вашими подсказками) считает. Например, 20. Предложите начиная с нуля прибавлять по очереди к вашему общему числу 1, 2 или 3. Кто первый достигнет 20 – выиграл. Попробуйте немного менять правила игры, условие победы.
Игра в числа на бумаге. Одна из моих любимых игр. Она похожа на пасьянс и очень трудно оторваться, когда начнешь. А для ребенка это еще и повод потренировать красоту письма и незаметно выучить состав числа 10. Впрочем маленьким детям трудно писать самим, но они могут помогать играть взрослому.
Еще одна из школьных игр. На листе в клетку нужно начертить квадрат, выбрать внутри него точку старта и постараться пройти внутри квадрата “ходом конем”, чтобы побывать на как можно большем числе клеток (в идеале – заполнить весь квадрат, побывав на каждой клетке один раз и пометив ее порядковым числом).
Морской бой. Мы начали играть с сыном, когда ему было 4 года. Взяли поле поменьше, корабли двух видов, водили по очереди. Сначала один рисует корабли, другой в них стреляет. А после окончания игры менялись ролями. Для сетки я брала цифры и буквы, которые сын на тот момент знал. Но даже лучше брать в обоих случаях цифры, ребенок очень быстро научится находить координаты.
Уравняй число. Эту игру придумал мой сын несколько лет назад. Придумал, когда смотрел на телефон на рекламе в автобусе, но потом мы стали играть в нее устно. Один участник называет три цифры, например 8-4-3. Второй участник должен сказать, какие цифры получатся, если большее число отдаст меньшим излишки. В примере – 5-5-5.
Величины. В школьном учебнике мы нашли задание, которое получилось превратить в увлекательную игру. Второй год в начальной школе дети переводят одни величины в другие. А тут наконец-то связь с реальным миром. Участники по очереди называют значение параметра без размерности. А их оппонент должен подобрать подходящую размерность и, возможно, как-то ее аргументировать. Например: “Высота стола 9 чего?” – “Дециметров. Или меров, это стол великана. Или сантиметров, это стол для кукольного домика.” “Длина ключа 67 чего?” – “Миллиметров. Или метров, это ключ, который родник”.
Приблизительная математика. Намного важнее точного счета умение оценить примерный результат. Задачки с большими числами в детстве воспринимаются как игра. Например, расскажите ребенку, умеющему считать только до десяти, историю, что у вас было сто конфет, вы съели одну и у вас осталось пять конфет. Удивится ли он?
Считать в столбик. Многие вещи появляются в школьной программе слишком поздно. А ведь совсем просто объяснить дошкольнику, только научившемуся считать дальше 10, как складывать в столбик. И он с радостью и гордость будет этим заниматься просто так, для удовольствия.
Бум. Участники по очереди называют по порядку натуральные числа. Если число содержит цифру 2 или делится на 2, вместо него нужно сказать “Бум”. Потом можно попробовать то же самое делать с числом 3 и другими.
Можно соревноваться, кто точнее определит количество предметов (не пересчитывая их) – мандарин в сетке, деревьев на аллее, бусин на нитке.
Настольные игры. Очень многие игры учат считать. Причем не только специальные, дидактические. Мой сын научился считать в играх, где как раз можно было бы обойтись без счета и действовать случайным образом, но именно обдуманные подсчеты обеспечивали победу.
Последовательности. Начинайте с простых рядов чисел, например “2, 4, 6, 8…” или “5, 4, 3, 2 …”, предлагая ребенку их продолжить. Потом можно перейти к рядам посложнее и даже научить ребенка их придумывать. А вот последовательность, с которой дети справляются лучше взрослых: “1, 11, 21, 1112, 3112, 211213, 312213…”
Судоку. Бывает детский вариант игры с полем 4 на 4 и цифрами от 1 до 4. А потом можно постепенно усложнять задачу.
Многим детям нравятся задания “соедини по числам”. На маленьких числах ребенок просто тренируют руку. А вот если числа достаточно большие и ребенок пытается сам разобраться, какое из них следующее – это уже арифметическое исследование.
Самим составить таблицу Пифагора. В бытовой математике дети постоянно складывают, вычитают и делят. А вот умножают редко. Поэтому с таблицей умножения стоит специально играть. Например, самим написать ряд от 1 до 9. Под ним выписать ряд, считая двойками “2, 4, 6…”. Под ним ряд, считая тройками “3, 6, 9…”. И так далее. Все это не сразу, к таблице лучше возвращаться время от времени. В итоге получится самая удобная таблица умножения.
Загаданное число. Одна из любимых игр моего детства. Играли большой компанией во дворе. Ведущий загадывал число, а все участники по очереди называли свои версии и узнавали, больше или меньше их числа, чем загаданное. А победителю ведущий с помощником придумывали наряд, важно было только крикнуть во-время “без юмора и брака”, а то они такого могли навыдумывать. С сыном мы в эту игру попробовали впервые сыграть когда ему было около 5 лет. В пределах десятка получалось неплохо. Хотя в компании детей и с придумыванием нарядов играть, конечно, азартнее.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.