Как только сели в автомобиль, дети начинают скучать, капризничать и подвывать: "Ну ско-о-оро мы приедем?!" Предлагаем вам много простых и забавных игр — скучать будет некогда!
Взрослые, когда им нечего делать, легко могут развлечься, погрузившись в свой внутренний мир. Мы размышляем-раздумываем, ведем сами с собой диалоги... У детворы свой собственный внутренний мир пока ещё не сформировался, у них есть только внешний — тот, что вокруг них.
Познакомившись с нашими предложениями, по ассоциации вы, конечно, вспомните и/или придумаете массу своих. (А заодно проведёте занятия по развитию речи, памяти, мышления и воображения).
Совет: начинать играть следует до того, как ребёнок заскучает и закапризничает. Если он разбушуется — будет трудней успокоить.
Первое, что стоит сделать — это проинформировать ребёнка, сколько времени вы проведёте в пути. Это его настроит на определённое ожидание. Но так как дошколята и даже младшеклассники плохо ориентируются во времени, желательно не просто сказать, что ехать столько-то, а наглядно показать расстояние. Например, на корешке книги. Если низ корешка — это точка, откуда вы выехали, а верх — место назначения, то становится легко показать, где именно вы сейчас находитесь — и сколько ещё осталось.
Совет: если дорога дальняя — обязательно покажите, когда намечается остановка. Предвкушение скорого "освобождения" поможет ребёнку спокойнее перенести неподвижное сидение в кресле.
Смотрим в окно и играем
Для начала можно сыграть в перечисления — просто смотреть в окно и называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге.
А если ребёнок уже знает буквы — выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, "Д" — дорога, деревья, дом. Как вариант (очень нравится детям): называть предметы, начинающиеся с первой буквы собственного имени, фамилии, отчества.
Если ребёнок умеет считать, предложите: "Давай посчитаем, сколько нам попадётся машин красного цвета". Или вот так: "Ты считаешь машины синего цвета, я — зелёного. Каких встретится больше, кто победит?"
От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака.
Наблюдение за облаками
Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе — облака или тучи, и чем они отличаются друг от друга, как появляются, и почему из туч проливается дождь.
Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения), как они изменяются, превращаясь... во что?
Выберите себе по персональному облаку и начинайте описывать, как оно изменяется: "Мое облако похоже на лодку. Лодка плывёт по небу, словно по морю... вот она догоняет другую, они сливаются и превращаются в...". Вы можете для примера сами начать рассказывать, а потом передать эстафету ребёнку.
Примерно так же можно изучать любые объекты, часто встречающиеся по дороге. Например, мелькают деревья, все зелёные да зелёные. А если внимательно присмотреться? Удивительно, сколько можно заметить оттенков зелёного! Называйте их по очереди, устройте соревнование: кто больше придумает?
Позвони мне, позвони
Усаживаясь в машину, отдайте мобильный телефон ребенку (если, конечно, вы его уже даете). Объясните ребенку, что сегодня он поможет маме, которая за рулем.
Можно заранее договориться, чтобы вам по дороге кто-нибудь позвонил - тот, кого ребенок хорошо знает (папа, бабушка, няня, подруга, соседка). Звонивший может задавать различные вопросы - куда вы едете, что проезжаете, какая погода, что будете делать, во что ребенок одет, много ли машин, почему мама трубку не берет и т.д. Может передать что-то маме, что-то пожелать.
Важно, чтобы ребенок понимал, с кем он разговаривает. Чтобы мог ответить на вопросы (и не надо торопиться подсказывать - дайте время подумать и попытаться ответить самому). Обратите внимание на слова - Здравствуйте, Кто говорит, Это я, ... (представиться), Спасибо. Подскажите, о чем можно спросить собеседника.
Игра будет особенно полезна для детей, которые мало говорят.
Учимся говорить по телефону
Мобильный телефон в машине очень поможет отвлечь ребенка (опять-таки, если вы уже даете ребенку настоящий мобильный). Придумайте, кому можно позвонить. Найдите минутку на светофоре и наберите номер. Пусть ребенок поговорит с бабушкой, другом и т.д.
Подскажите, о чем можно рассказать - где вы были или куда направляетесь, какие планы и дела впереди. Как вариант, сообщите собеседнику, что вы подъезжаете и через сколько будете (например, если вы едете к этому человеку). Научите ребенка задавать вопросы о самочувствии (если, ваши бабушки-дедушки относятся к такому вопросу нормально). Нужно ли что-нибудь купить-привезти по дороге и т.п. Предложите ребенку пригласить кого-нибудь в гости - подскажите, когда и во сколько. Если ребенок звонит другу - проследите, чтобы он поздоровался с мамой друга, представился и попросил позвать друга к телефону.
Если вы научите ребенка разговаривать с бабушками-дедушками, то, возможно, когда малыш порастет, привычка звонить останется.
Тик-так Бумм
Устный упрощенный вариант по мотивам развивающей игры Тик-Так Бумм.
Все едущие (а играть мы будем в машине) по очереди придумывают слова, начинающиеся на один слог. Например, МА: мама, машина, мак, март, малыш, макака, матрос и т.д. Дальше все можно усложнить - слог выбрать посложнее, поставить его в середине слова или в конце. Многим детям помогает проговаривание слога - ма..ма.. майка! Вот и слово нашлось!
Полная версия игры полна неожиданностей - там бомбочка с таймером!
Что делать?
Не злитесь на машины и пробки - у вас есть уникальная возможность пообщаться со своим ребенком. В машине он целиком ваш - не бежит к друзьям, не играет в приставку. Разговаривайте, общайтесь, воспитывайте, играя.
Предложите ребенку нестандартную ситуацию (сами ориентируйтесь по возрасту, что бы это могло быть) и подробно обсуждайте варианты. Придумайте историю с вашим ребенком или любым другим. Для примера приводим идеи будущих историй (только не запугайте ребенка, обыграйте как-то повеселее что ли, и обязательно концовку хорошую придумайте):
Гуляли друзья на улице, играли и вдруг пошел сильный-сильный дождь... (бежать куда ближе и не забыть успокоить маму)
Сидел малыш один дома, и вдруг кто-то позвонил в дверь... (телефон соседей и консъержки, успокоить родителей)
Ехал мальчик с бабушкой в метро. Бабушка вышла, а малыш замешкался и не смог выйти из вагона... (страшный родительский сон)
Шел ребенок и нашел какой-то сверток...
В такой игре вы можете проговорить с ребенком все свои родительские страхи. Чтобы сильно не отвлекаться от дороги (если вы за рулем), продумайте заранее варианты историй - проговорите несколько концовок, несколько вариантов решений. Осознайте "слабые места" - умеет ли ребенок ориентироваться в незнакомом месте, знает ли к кому и как можно обратиться, может ли позвонить, просто представьте, что ваш ребенок где-то остался один.
Чтобы не драматизировать - введите такую сказку: "Мама много работала и устала, и малыш загадал желание - пусть мама выспится и хорошо отдохнет! И мама вдруг заснула, крепко-крепко...
Сочинялки "Если бы..."
Сочинялки в зависимости от возраста ребенка могут быть разными - предложения, истории или целые рассказы. Ваша задача - задать саму идею (потом ребенок сможет это сделать сам) и следить за развитием рассказа.
Вот, например, едете вы в машине - и вдруг машина перестала слушаться и поехала туда, куда сама хочет... Куда она хочет? Почему? Зачем? И чем все это закончится (хорошим, естественно, как вариант машинка осознала, что сидящий в ней малыш вечером захотел спать и повезла всех домой, еще и извинилась). Или вот вариант, ехали вы ехали и вдруг все светофоры стали добрыми к людям и стали всем зеленый показывать... Оглянитесь вокруг и вам в голову придет масса идей.
Пусть ребенок сам придумает, что могла увидеть машинка, что хотела ему показать, куда захотела его свозить (прислушайтесь, может туда и хочет ваш ребенок?). На что машинка могла обидеться (не мыли давно, дверьми хлопали, кричали в ней и плакали громко, пинали).
Из акцентов игры хочется отметить умение извиняться - мало сказать, что машинка извинилась - лучше проговорить то, как она это сказала.
Авторские материалы www.danilka.com (от мам "Данилки")
Рисование
Можно поиграть в "Закорючки". Суть игры очень проста. Ребёнок, не отрывая руки от листа, рисует какую-нибудь закорючку, а вы доводите её до ума — то есть дорисовываете. Причём так, чтобы стало понятно, что это — вещь, предмет, животное, часть тела. Потом меняетесь — вы проводите линию, а дорисовывает её ваш ребёнок.
А ещё можно "порисовать"... на спине. Вы водите пальцем по спинке ребенка, а он должен, прислушавшись к своим ощущениям, угадать, что за картинку "рисует" мама.
Для начала изображайте что-либо очень простое — овал, треугольник, сердечко. Если ребенок легко угадывает, рисуйте что-нибудь посложнее — птицу, машину, дом.
Угадай-ка
Угадай цифру. Загадываете любую цифру и говорите:
— Угадай, какое число я загадала?
— Три, — говорит ребёнок.
— Нет, — говорите вы, — больше, чем три.
— Десять...
— Меньше, чем десять.
И так далее — пока нужная цифра не будет названа.
Угадай, что в пакете. Берёте обычный непрозрачный пакет. Кладёте туда несколько разных предметов. И...
- Предложите ребёнку, ощупав какой-то предмет угадать, что это такое.
- Описываете один из предметов, находящихся в вашем пакете, а ребёнок должен понять, что это такое. Например: "Это пушистое, желтого цвета, пищит, когда на него нажмёшь...". "Мой цыпленок!" — догадывается ребёнок. Как только угадывает — тут же получает эту штучку в награду.
Совет: обязательно положите в пакетик что-нибудь новенькое. Когда ваша детка по описанию угадает, что у вас спрятано, вручите подарок — и вам будет обеспечена ещё одна передышка.
- Попробуйте загадывать какой-либо объект, находящийся в автомобиле. Например, "сквозь него я смотрю на дорогу" (окно), "нажмёшь ногою, и машина взвоет" (педаль газа). Чередуйтесь: пусть ребёнок (если захочет) загадывает, а отгадки ищите вы.
Игры в слова
Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь "кот".
Назови одним словом. Скажем: кот, собака, крокодил. Все это — животные.
"Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок — антоним: например, весёлый — грустный; широкий — узкий.
Об одном по-разному (игра в синонимы). "Человек идёт" — а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает... А ещё?"
Вспомните какое-то длинное слово, и из букв, входящих в него, составляйте другие слова. (Например: зоопарк — парк, рак).
"По цепочке". Придумываете короткое предложение и по очереди его удлиняете. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например: "Мы едем" — "Мы едем на море" — "Мы едем на Чёрное море" — "Мы едем на Чёрное море купаться".
Произнести скороговорку десять раз подряд — кто не запутается в ней ни разу? Например: "Щетинка у чушки, чешуя у щучки". Малышам предлагайте, конечно, фразы полегче.
Что взять в дорогу с ребенком, когда вы отправляетесь в долгое автомобильное путешествие:
- питье и еду (воду, сок в пакетах с трубочкой, печенье-бараночки);
- салфетки влажные, полотенце;
- туалетную бумагу;
- одежду на случай резкой смены погоды (и просто затем, чтобы была возможность переодеться);
- книжки с картинками;
- книжки с наклейками;
- настольные игры на магнитиках;
- бумагу, блокнот;
- фломастеры (лучше толстые и короткие — так безопасней);
- несколько любимых игрушек;
- секретный мешочек. Туда положите несколько забавных мелочей — из тех, что ребёнку нравятся, и что-нибудь новое. Это будет ваш "золотой запас". Только в дороге детка соберётся как следует покапризничать, вы — раз! — и, как фокусник из рукава, достаёте интересную для капризули вещицу.
Игры с пальчиками
Если вы едете с малышом, отличная палочка-выручалочка — игры с пальчиками. Впрочем, и для старших детей они могут быть не менее привлекательны.
Предложите малышу хорошенько растопырить пальцы левой руки. Теперь правой ручкой надо загибать их по одному и приговаривать:
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — папа.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья! (и покрутили крепким кулачком)
А теперь наоборот: малыш разжимает по одному пальчику, сопровождая его теми же словами. (А если сам ещё не умеет — разжимаете и читаете стишок вы, побуждая ребёнка повторять за вами хотя бы последнее слово). Потом то же самое проделывается с пальчиками на другой руке.
Впрочем, для пальчиковых игр подойдут многие детские стихотворения — надо просто изображать то, о чём в нём рассказывается. Скажем, ставите пальчики одной руки на ладошку другой и — "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу...". (А. Барто).
Поймай мою руку
Просто протягиваете руку и предлагаете ребенку её поймать. При всей своей простоте, это очень забавное упражнение: попробуй поймай, если ладонь вроде крутится рядом, но так ловко уворачивается да проскакивает между детских ладошек.
Чтобы малышу было ещё интереснее, ваша кисть может превратиться в собачку, в кошечку, зайчика. Для этого просто сожмите руку в кулак и поднимите вверх два пальца (указательный и мизинец) — вышел зайчик. Если пальцы подогнуть — выйдет котёнок или собачка. А для достоверности можно нарисовать мордочку — прямо фломастером на руке.
Игра "Кто летает"
Просто называете различные объекты. Если этот самый объект умеет летать — надо поднять вверх руки, если он нелетающий — хлопнуть себя по коленкам.
"Голубь летает? Рыба летает? Ворона летает? Самолёт летает? Тарелка летает?" Играть начинайте в медленном темпе, а потом всё убыстряйтесь и убыстряйтесь. При таком ускорении начинается путаница — выходит очень смешно.
Задание можно усложнить: если то, что называете, не летает, а плавает — надо опустить руки вниз и поболтать ими, словно в воде, если объект живёт на суше — надо развести в стороны руки и снова соединить на уровне груди, ну, а если летает — поднять руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. (Заметили? Получилась не просто игра, а небольшая зарядка).
Игра "Так или не так"
Суть игры: вы произносите фразу и считаете до трех, а ребёнок должен успеть сказать, верно это или нет. Вот вам фразы для начала игры: "Мы выехали рано утром", "Ещё было совсем темно", "Марка нашей машины — "Нева", "У рыбы есть хвост", "У курицы есть плавники".
Для дошколёнка, конечно, подбирайте фразы полегче, а считайте до трёх так: "Два с половинкой, два с хвостиком...". Тогда малыш успеет сориентироваться и верно ответить. И почувствует себя победителем.
О мультиках и фильмах
Соблазнительно в дороге включить малышу мультики, фильм — тем, кто постарше. Не спешите! По крайней мере, не смотрите подолгу, поберегите детские глазки. Картинки, мелькающие перед глазами, завораживают малышей, они могут смотреть и смотреть, а потом... закатывают истерики. Не из вредности, а от усталости, от нервного напряжения, которое накопилось во время длительного просмотра.
Итак, фильмами, телепередачами, мобильными играми не увлекайтесь, пожалуйста.
А вот запастись аудиозаписями (сказками, детскими песенками) — это просто прекрасно. Ведь их можно не только слушать, но ещё и подпевать — всем вместе. Получится отличный семейный хор!
Авторы: Заряна Некрасова и Нина Некрасовы