У многих мам неоднозначное отношение к методикам раннего развития. С одной стороны, например идеи Вальдорсовского воспитания. Это когда ребенку как можно дольше позволяют оставаться одному и не пичкают его ранним образованием. Предполагается, что ничего лучше игр, рисования, чтения книг для малыша не придумаешь. Ведь до семи лет у человека преобладает образное мышление, и, следовательно, усаживать его за парту или компьютер до семи лет бессмысленно. Не должен он анализировать сказки и отвечать на вопросы воспитателя, как на уроке. И в то же время некоторые мамы занимаются математикой со своими детьми, начиная с полуторамесячного возраста. И к двум годам они уже осваивают арифметику и частично алгебру. По этой же методике Гленна Домана, младенца можно обучать и чтению. Считается, что в столь юном возрасте мозг ребенка усваивает все легко, как губка, и наша родительская задача - не ограничивать человека в знаниях. В общем, сомнения есть на самом деле: стоит ли тратить свое время и теребить малыша какими-то знаниями. С другой стороны, лучше попробовать и посмотреть на результат. Если даже ребенок не научиться читать к году, ничего не потеряет: будет такими же безграмотным малышом, как и большинство его сверстников.
Из разговора двух мам:
- Сколько, ты говоришь, лет дочери твоей подружки, которая занималась алгеброй и арифметикой?
- Занятия нужно начинать с трех месяцев. Соответственно, девочке сейчас два года, они чтением продолжают заниматься.
- И алгебру с геометрией освоили? А тригонометрию?
- Тригонометрию нет. На самом деле, они, как говорит Лариса, запнулись на последовательностях.
- Ужасно!
- На последовательностях у самой Ларисы руки опустились, и ей тяжело стало.
- А вот еще логарифмы, наверно, трудно даются. В три месяца – не канает. В четыре уже нормально.
-Я думаю, что до таких задач они дошли месяцам к шести-семи, так что не надо так уже ехидничать по поводу трех.
- А ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО, СКАЖИ?! Если все дети читают в три года, а родители счастливы.
- Не все дети читают в три года.
- Ну, в пять.
- Дай Бог, к школе они начинают осваивать.
- То есть ты считаешь, что это круто: твой-то начал в год.
...Раньше я думала, что бедные дети это те, которыми в детстве родители не занимаются. Но, понаблюдав за некоторыми заботливыми мамочками и папочками, поняла, что БЕДНЫЕ ДЕТИ – это те, которые становятся смыслом жизни и основным способом самоутверждения родителей. Эти родители читают книги о детях индиго, находят все 17 признаков того, что их ребенок гений, и получит Нобелевскую премию, но, конечно, в том случае, если с ним ВОВРЕМЯ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ПО МЕТОДИКАМ РАННЕГО РАЗВИТИЯ! Наверное, это очень здорово, когда твой ребенок – первый ученик в классе, когда он в пять лет выигрывает детский конкурс «Щелкунчик», успевая при этом занять первое место в школе плавания.
Вопрос в том, кого эти достижения делают счастливыми: ребенка или его родителей. У папы и мамы появляется лишний повод похвастаться перед знакомыми. Но, как говорила героиня Скарлет Йохансон в фильме «Дневник няни», ваш ребенок – это не совсем то же самое, что новая сумочка от Гуччи. Найдите себе другие модные аксессуары, которые дадут возможность попонтоваться. А ребенок может быть самым обычным, лишь бы он ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ.
-Ой, ну по твоей логике, с ребенком вообще заниматься не нужно, пусть растет себе, как сорняк.
- Почему «пусть растет себе, как сорняк»? Просто не надо от него требовать чего-то, ставить какие-то цели и пятилетки: план в пятилетку выполнен или не выполнен, научился он к году читать или не научился он к году читать. Надо с ним заниматься, но без фанатизма. И потом, самое главное – не ориентироваться на достижения. Когда ты занимаешься с ребенком, самое главное, на мой взгляд, не результат, не то, что ты через два месяца хочешь, чтобы ребенок начал делать то-то и то-то: сел в два месяца, пошел в пять месяцев, а научился читать в год. Важно, чтобы это доставляло УДОВОЛЬСТВИЕ тебе и ему.
И тут есть ЕЩЕ ОДНА ОПАСНОСТЬ. Когда я узнала о методиках раннего развития, я зашла на сайты раннего развития детей, прочла кучу книг, более или менее даже научных – их писали кандидаты психологических наук и прочая, прочая. И вот какая мысль возникла: ТЫ ЖЕ НЕ САМА ПРИДУМЫВАЕШЬ ЭТИ МЕТОДИКИ, они авторские. Вот насколько ты доверяешь авторитетам, которые придумывают методики раннего развития и называют их примерно так: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ С ПЕЛЕНОК? Ты знаешь, меня как-то даже трепет берет, когда я читаю: купите своему малышу набор «Интеллектуал с пеленок» или «Ребенок - Эйнштейн». СПАСИБО, НЕ НАДО! Я как-то обойдусь. И потом, смотри, что пишут на сайтах: раннее развитие ребенка, кому и зачем это надо. «Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи». Вот человеку, который пишет эту муть, я не доверяю.
Если без фанатизма, у умных родителей умные дети. Если мама уделяет внимание, если она следит за тем, как он развивается, отвечает его желаниям, смотрит, что ему интересно, а что нет, - все получается. И не нужно покупать суперустановки и суперпакеты «Ваш ребенок - Эйнштейн» или «Интеллектуал с пеленок». Надо просто любить своих детей и относиться к ним с большим вниманием.
ТАК МОГУТ ЛИ ПОВРЕДИТЬ МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ?
Исследования современной психологии показали, что могут навредить не сами методики, а именно обучающие занятия с детьми в раннем возрасте.
В каждом возрасте свои задачи, и каждый возраст должен решить эти задачи. В другом возрасте их намного труднее решит ребенку. В раннем возрасте ребенка нужно научить очень многим вещам, а обучение должно происходить после пяти-шести лет.
- Так вот та же самая методика Домана, когда с трех месяцев начинают показывать карточки. То есть все вроде как адаптировано для этого возраста. Это может нанести вред?
- Это может нанести вред, потому что в этом возрасте САМОЕ ВАЖНОЕ– эмоциональное взаимоотношение между мамой и ребенком. Там важно общаться с ребенком, петь песенки, разговаривать, гулять, показывать все. Не только карточки показывать.
- А разве одно другому противоречит? Это же и есть повод пообщаться.
- Но общаться можно и на другие темы, а энергия организма ребенка ограничена, она не может быть бесконечной. Если мы загружаем его память, его внимание этими карточками, то на другие вещи его может не остаться.
На самом деле, очень много школьных проблем и выходит из-за раннего обучения. В раннем возрасте, в дошкольном возрасте ребенок ДОЛЖЕН ИГРАТЬ БОЛЬШЕ , знакомиться с окружающим миром со всей полнотой. Он должен понять, кто такие родители, что делает мама в семье, что делает папа, он должен знать профессии, он должен знать, кто такой водитель, как это происходит.
Всегда проще следовать какой-то инструкции и перекладывать ответственность на кого-то другого, на какого-то умного психолога детского. Но все-таки НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ, что каждый ребенок абсолютно индивидуален, и понять своего собственного ребенка родитель может лучше, чем некий американский или французский психолог детский, который дает эти методики.
Программа Бэби-бум: http://echo.msk.ru