Цветоощущение приходит к ребенку в 2 –месячном возрасте. Самым первым цветом, который он начинает воспринимать будет красный цвет. В шесть месяцев ребенок будет отчетливо реагировать на желтый и зеленый цвета, несколько позже - на синий. Полное цветоощущение придет к ребенку в возрасте 5 лет.
Поэтому, специалисты советуют при одевании, при рассматривании игрушек, машин, красок и прочих предметов называть их цвета. Начинать нужно с красного цвета, т.к. его восприятие уже сформировано. Можно устраивать ребенку дни определенного цвета. Например, в какой то день недели окружать его только зеленым цветом или только красным.
В начале обучения ребенка цветам нужно сфокусировать его внимание на каком-то одном цвете, а не на всех сразу, а то ваш малыш может легко запутаться и ничего не запомнить. Кроме того, в начале обучения рекомендуется брать только контрастные цвета. Не рекомендуется брать при обучении красный и зеленый цвета в паре, т.к. эти цвета близки по своим характеристикам и имеют специфику смешиваться при дальтонизме.
Главное, родителям не нужно спешить. Названия цветов запоминаются ребенком трудно. Самым важным на этом этапе является то, что ребенок способен различать цвета. Когда он выучит и начнет узнавать контрастные цвета, постепенно начинайте составлять пары из них и черного цвета, и только потом возьмите зеленый или белый цвет.
К трем годам ребенок может называть до 3-4 цветов, но это при условии его обучения. Если с ребенком не заниматься, то он назовет в пределах 1-2 цветов, но может и не назвать, но в действительности их будет различать.
Для ребенка существует три уровня знакомства с цветом:
- Способен подобрать цвет по представленному образцу.
- Способен найти по слову-названию, например, возьми желтый карандаш.
- Способен сам назвать цвет.
Занятия с ребенком, если он совсем не знаком с цветом
Вам понадобятся разноцветные палочки, карандаши, кубики или другие предметы разных цветов. Можно взять несколько предметов только двух цветов, например, 3 желтых мячика или кубика и 3 красных, не давайте ребенку сразу много информации.
Начинать нужно с 1 -2 цветов, не более!
Самым первым цветом, который начинает воспринимать ребенок является красный цвет. Именно с него я и советую начинать обучение.
Впервые дни обучения, концентрируйте внимание малыша на красном цвете: красная лопата, красное яблоко, красная машина и т.д. Можно устроить день красного цвета. Украсить комнату ребенка красными предметами. Надеть красную одежду себе и ребенку. Дайте красную краску порисовать, красный пластилин полепить. В общем красное-красное-красное и постоянно проговаривайте этот цвет. После чего введите ещё один цвет – желтый.
Желтый будет выполнять пассивную роль. Т.е. пока мы не будет акцентировать на нем внимание. Теперь малышу можно давать задания:
Этап первый
Возьмите один красный мячик и попросите ребенка найти такой же мячик, затем возьмите мячик желтого цвета и попросите его отыскать такой же.
Этап второй
Вам понадобиться коробка, куда можно будет складывать предметы. Перемешайте красные и желтые мячики между собой. Возьмите мячик красного цвета и положите его в коробку. Попросите малыша найти похожие мячики и положить с коробку рядом с ним.
Верните все на место, перемешайте снова предметы и возьмите уже желтый мячик. Попросите ребенка сделать то же самое, что и с красным мячиком. Во время сортировки обязательно называйте цвета.
Этап третий
Вам понадобится две коробочки.
Положите в одну коробку красный мячик, в другу – желтый. Попросите ребенка разложить мячики по цветам в коробочки.
Этап четвертый
Купите набор разноцветных резинок. Выделите желтые и красные. Возьмите деревянную палочку (карандаш) и попросите надеть на палочку красные резинки. Помогайте малышу, не ругайте если ошибается, спрашивайте: «Разве это красная резинка? Нет! Вот красная!» и надевайте сами красную резинку.
Вместо резинок можно использовать разные предметы, кубики, вырезанные из цветного картона кружки. Но описанное выше незамысловатое упражнение с резинками будет ещё задействовать моторику.
Этап пятый
После того как малыш начнет уже уверенно сортировать красный цвет от желтого, можно предложить ему новое задание, в котором желтый и красные цвета будут стоять на равных. Предварительно можно снова устроить день теперь уже желтого цвета, а в конце дня или на следующий предложить новое задание.
А) Самый элементарный способ вырезать из цветной бумаги, большой квадрат и такого же цвета маленькие кружочки. Перемешайте между собой маленькие кружки и попросите найти красные кружочки и положить их на красный квадрат. У нас останутся желтые кружочки, что ж их тоже нужно положить на нужный квадрат.
Чтобы сделать игру более интересной можно вырезать большой цветок и маленьких бабочек такого же цвета и попросить помочь ребенка долететь бабочке до нужного цветка (красной бабочке к красному цветку; желтой к желтому). Мальчику можно вырезать грузовую машину и попросить помочь погрузить туда кубики.
Б) В следующий раз попробуйте подавать ребенку кружочки в разбивку, сначала дайте красный кружочек (куда он его положит?), потом желтый. Повторяйте это задание с разными предметами, ненавязчиво, пока малыш не будет с легкостью с ним справляться.
В) На следующем этапе сортировать будете вы! Скажите ребенку, что вы сортируете предмет по цветам и вам нужна его помощь, попросите подать желтый кружок, потом красный. Т.е. теперь ребенок не просто зрительно сортирует сам цвета, а сначала принимает от вас вербальную информацию, обрабатывает её у себя в голове, вспоминая какой цвет носит название «желтый», «красны», вспомнив, находит и подаёт.
Этап шестой
Добавьте третий цвет. Цвета можно брать любые, но лучше избегать пары зеленый - красный и зеленый- синий. Например, можно красный-синий, потом добавить желтый. Получится еще две пары желтый-синий и желтый-красный.
Повторите предыдущие этапы занятия только уже с использованием трех цветов.
Если ребенку очень трудно дается выполнение этих заданий, то перемешивать кубики не нужно, а наоборот, обязательно помогайте ему, группируя кубики по цвету.
В дальнейшем вводите по одному новому цвету, как только ребенок усвоит предыдущий.
Упражнения на цветовое различие
Вводите названия цветов в разговор и игру с ребенком. Задавайте ему вопросы "Скажи, какого это цвета?" или предлагайте нарисовать или построит что-то одного цвета.
Поиграйте с ним в игру, когда необходимо пройтись по комнате и собрать все предметы одного цвета. Дайте, ему корзинку или коробочку и вместе совершите прогулку по квартире.
Когда вы увидите реакцию малыша на вопрос типа «А где синий мяч?», вы поймете, что в сознании ребенка слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.
Старайтесь использовать любой предлог, чтобы акцентировать внимание на цвете для закрепления, но не давите. Спрашивайте у ребенка, какого цвета он хочет сегодня надеть носочки или кофточку, какого цвета фрукты он больше всего любит и т.д.
Очень хорошо помогает в различении цветов рисование красками или цветными карандашами. Предложите ребенку порисовать вместе. Предложите краски на выбор и лист бумаги. Предложите нарисовать листочек и раскрасить его в зеленый цвет, солнышко- в желтый, яблоко- в красный и т.д. Потом предложите ему самостоятельно выбрать цвет для знакомых ему вещей.
Если ваш ребенок не знает, как держать карандаш или сухую кисть, то научите его сначала управляться с ними. Покажите ему сначала на своем примере, затем сделайте несколько мазков или движений карандашом его рукой.
Советы:
После того, как ребенок усвоил основные цвета - красный, синий, зеленый, желтый, то можно предложить ему упражнения с добавлением дополнительных цветов - оранжевого, фиолетового, черного, белого.
Во время занятий не торопите ребенка, главное, чтобы он не запоминал названия цветов, а различал их и смог сложить предметы по цвету.
Обязательно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот мячик не желтый, а синий, давай его положим в другую коробку». Не используйте сразу много предметов, начните с одного-двух на каждый цвет и постепенно увеличивайте количество.
Не злитесь, если ребенок на слух плохо воспринимает, какой цвет вы хотите получить, главное, что ребенок зрительно может различать и сортировать цвета.
До 2 лет путаница в цветах нормальна. Иногда вам будет казаться, что ребенок идеально выучил цвет, а потом он снова путает его с другим, помните, до 2 лет это физически нормально. Если в дальнейшем, значит, материал плохо был закреплен, и рано было приступать к новому цвету.
По мере взросления узнавания цветом у малыша будет «любовь» к какому-нибудь цвету, приветствуйте её, покупайте ему вещи любимого цвета.
Источник: http://www.moipodruzhki.ru
Автор: Наталья Синицына
Блог автора