Счастье очень часто ассоциируется у нас со звонким беззаботным детским смехом, и неслучайно: если взрослые скупо улыбаются всего раз 20 в сутки, малыш смеется до 300 раз в день! Подсчитано, что на всю жизнь нам отведено примерно 2 года смеха, и половину из них мы тратим в детстве.
ВОЗРАСТ УЛЫБКИ
Непроизвольно улыбаться ребенок начинает еще до рождения, в утробе матери. В период новорожденности улыбка, которой так радуются родители, – всего лишь рефлекторная реакция мышц, ребенок ее еще не осознает. Возраст «настоящей», осознанной улыбки наступает в 2-3 месяца.
«Ребенок еще не обладает чувством смешного, не умеет видеть парадоксов жизни. Его хорошее настроение – это естественная реакция на приятное событие: появление матери или новой игрушки, – говорит детский психолог Екатерина Гаврилова. – В этом возрасте очень важно дарить крохе позитивные эмоции: общаться с ним, гладить его, играть с ним, пробуждая радость жизни. Делать это лучше всего тогда, когда малыш спокоен: он поел, поспал и рад общению и играм».
В полгода кроха может заливаться смехом, когда мама щекочет его или играет с ним, но тут же начинает хмуриться, если в поле зрения оказывается незнакомец. В этом возрасте ребенок начинает дифференцировать людей на «своих» и «чужих». Меняется и улыбка: теперь она становится средством общения и возможностью выразить отношение к происходящему.
В 1 год малыш способен определить смешную ситуацию и весело похохотать над ней, но круг таких ситуаций еще очень ограничен. Возраст с 2 до 5 лет – время, когда ребенок видит смешное буквально во всем: солнечном зайчике, смешных воробьях, купающихся в луже, своем отражении в зеркале. Неслучайно Корней Чуковский свою книжку про «юмор в коротких штанишках» так и назвал: «От двух до пяти». Кстати, он же первым заметил, что «у ребенка вообще есть великая потребность смеяться», и сформулировал, зачем нужно воспитывать чувство юмора: «Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
Больше всего, по статистике, смеются 6-летние дети. В это же время меняется суть смеха – он становится «взрослым», оценочным. Малыш наблюдает за взрослыми, имитирует их реакции, учится смеяться над шутками, соль которых ему пока еще неясна, или подтрунивать над совсем не забавной для него ситуацией. Постепенно ребенок начинает угадывать, над чем «нужно» смеяться, и понимать, почему это смешно. Так смех становится интеллектуальным и зарождается чувство юмора. Но, оттачивая его, легко потерять способность просто удивляться и радоваться жизни.
«ГРЯЗНЫЕ ШУТКИ»
Стоит ребенку переступить порог детского сада, как он неизбежно начинает активно приобщаться к детскому юмористическому фольклору, который далеко не всегда умиляет взрослых. Но реагировать на «туалетные» шутки чрезмерно резко не стоит – так можно породить кучу комплексов. Лучше прямо сказать, когда шутка кажется глупой. И объяснить малышу, почему шутить об этом в приличном обществе не принято.
ПОРТРЕТ СМЕХА
То, как ребенок смеется, поможет узнать больше о его характере. Неуверенные и замкнутые детки смеются редко. И даже если это случается, они прикрывают рот рукой. Открытые и общительные хохочут, запрокинув голову. Капризули и привереды при смехе часто морщат нос, а мечтатели даже хохочут, подпирая щеку рукой. Громкий смех свойственен темпераментным и подвижным детям, которых «всегда много». А тихие и робкие смешки под нос, с опущенной головой – совестливым или тем, кто только что нашкодил и боится в этом признаваться. Главный же признак искреннего смеха и улыбки – прищуренные глаза. Дети и взрослые смеются не только по-разному, но и над разными вещами. Очень часто мамы не понимают, над чем хохочет их малыш, а малышу невдомек, что так рассмешило родителей. Однако дети охотно копируют взрослых. Поэтому дифференциация смеха малыша на искренний и притворный, испуганный и лукавый, вежливый и гневный происходит еще в раннем детстве.
ДОБАВЬТЕ ПОЗИТИВА!
• Не отводите на занятия «чувством юмора» определенное время – пусть игры станут сюрпризом.
• Повесьте в детской кривое зеркало и корчите перед ним рожи.
• Купите красный клоунский нос и парик – и устраивайте веселые представления.
• Вместе смотрите веселые мультики про Карлсона и других чудаковатых персонажей, умеющих наслаждаться жизнью и мыслить позитивно.
• По крайней мере раз в месяц ходите с детьми в цирк или на детские представления.
• Читайте коротенькие смешные стишки, рассматривайте забавные картинки в книжках.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЮМОР
Чтобы комплекс оживления, который демонстрируют все младенцы при виде мамы, превратился в чувство юмора, последнее надо развивать. Только не подходите к развивающим занятиям чересчур серьезно!
• Первые потешки типа «Идет коза рогатая» или «Шу, полетели» вызывают бурю радостных эмоций у малыша. Очень важно в такт гладить ребенка, подбрасывать его, играть с ним. Чем разнообразнее и сложнее будет сенсорный опыт во время игр-потешек, тем лучше. Поглаживайте кроху то махровой рукавичкой, то мягкой щеточкой, меняйте интенсивность и амплитуду покачиваний и подбрасываний.
• Шутка, даже самая простая, – это всег- да перевертыш. Когда малыш понимает, что окружающие его предметы он может использовать не по назначению, в нем просыпается чувство комического. Иногда и мама может примерить вместо шляпы кастрюлю, чтобы повеселить кроху.
• К 3 годам дети осваивают речь на- столько, что начинают играть словами, изобретая новые. «Детские перлы» отлично развивают интеллект. Можно подбирать нелепые рифмы к словам или придумывать, как можно обозвать противную и страшную собаку, живущую по соседству. Игры типа «Съедобное-несъедобное» и шарады также помогают увидеть новое в привычных вещах и часто заканчиваются взрывами хохота.
• Рисуйте вслепую. Кто с закрытыми глазами нарисует более смешной рисунок на заданную тему? Только, чур, не подглядывать!
• Реагируйте весело. Даже 2-3-летний ребенок способен оценить смешную сценку, увиденную вами по дороге на работу. В свою очередь, если малыш заливается хохотом, рассказывая, как прошел его день в детском саду, улыбайтесь. Только похвалив кроху за попытку пошутить (пусть даже не очень удачную), вы воспитаете настоящего оптимиста.
НАД ЧЕМ НЕЛЬЗЯ СМЕЯТЬСЯ
Воспитывая чувство юмора, объясните малышу, что есть вещи, над которыми смеяться негоже. Нельзя смеяться над:
• чувствами – обидой, первой влюбленностью;
• болью. Попытка взрослых подтрунить над упавшим малышом, чтобы «поддержать его морально», выглядит в глазах крохи как нежелание сочувствовать ему;
• неумением. Высмейте неумеху, и вы добьетесь от него только большей «криворукости»;
• физическими недостатками – просто потому, что нельзя.
Автор: Анна Ильина
Опубликовано в журнал "Мой маленький" апрель 2013