В ненаучной психологии есть такое понятие: удобные дети. Это дети, с которыми приятно иметь дело родителям, учителям, воспитателям, врачам, родственникам и окружающим в целом. Удобный ребенок послушен, вежлив, скромен, спокоен, нетребователен и необыкновенно понятлив. Он не закатывает истерик, спокойно переносит врачебные манипуляции. Ангел, а не ребенок.
Сложность заключается в том, что никто не интересуется, как же живётся такому удобному ребенку, и комфортно ли ему быть таким. Как правило, все дети в возрасте года активны, шаловливы и чрезмерно любознательны, они пытаются всё посмотреть, всюду побывать и всё попробовать. Что очень неудобно для родителей, у которых нет ни минуты покоя: нужно следить за малышом, оберегать его от опасностей и помогать ему познавать мир. И тут происходит вот что: родителю очень хочется сделать своего ребенка более послушным, спокойным и «понимающим» – и при неблагоприятном стечении обстоятельств взрослому удается этого добиться. Но в ущерб интересам своего сына или дочери! В результате ребенок недополучает жизненного опыта, у него замедленно формируется чувство опасности, неоткуда взяться ответственности за свои поступки. Происходит перешагивание через важный этап – а это значит, что всё-таки когда-нибудь придётся к этому вернуться. Например, лет эдак в двадцать-тридцать.
Но самое ужасное, что удобный ребенок не получает поддержку со стороны родителей, когда проявляет творческое начало, экспериментирует с предметами, высказывает (доступными ему средствами) свою точку зрения. В результате у малыша формируется следующая схема: «Мама не одобряет, когда я делаю что-то сам, значит, не надо этого делать, чтобы не огорчить маму и не лишиться её любви». О, кстати, про любовь. А знаете, чего ребенок боится больше всего? Потерять любовь матери! Поэтому её неудовольствие и прямой текст типа «ты плохой, я тебя больше не люблю» больно ранят. Для того же, чтоб пореже это слышать, маленький человечек старается во всём угождать своей маме, а в будущем предугадывать её желания, чтобы «не проколоться» и не сделать чего-то такого, что бы вызвало неудовольствие и лишило бы материнской любви. И вот вырастают люди, ощущающие себя «придатком» мамы, ибо без неё (её одобрения, её мнения) не могут ничего сделать, решить или даже просто пожелать. Не слишком ли высокая цена за удобство?
«Делай что хочешь – тебе же наплевать на мать» (если бы так оно и было, матери уже некому было бы говорить эти слова), «Ты можешь доверять только одному человеку – мне, а все остальные лишь попользуются тобой и выбросят», «Любящие сыновья так не поступают» и апофеоз «После этого ты мне больше не дочь» – вот лишь небольшой список того, что мне случайно или не очень довелось услышать своими ушами. А для ребенка, который готов сделать всё, чтобы мама не сердилась, это не просто слова. Это ножевое ранение в сердце. Так что послушание – это еще и работа инстинкта самосохранения. А от кого приходится защищаться-то, а?
Горько видеть, как некоторые женщины гордятся своими неестественно послушными, равнодушными к проказам, затюканными детьми. Детёныши не носятся с другими ребятишками, не проказничают, не толкаются, не лезут «несанкционированно» на горку – но они боятся отлепиться от мамы и сделать что-то сами. Поверьте, я не призываю к попустительству, равнодушию и халатности, но всему есть разумные пределы, и надо разрешить ребенку попробовать свои силы, даже если очень хочется держать его около себя до пенсии. Психологи говорят: ребенок должен быть хищником: активным, энергичным и настроенным на защиту себя и своих интересов. Любопытно, а готовы ли мы увидеть своего сына или дочь в таком амплуа?
Неудобно, когда у ребенка есть СВОИ желания и СВОЯ точка зрения, зато это важные составляющие его счастливой взрослой жизни. Ведь именно долгой счастливой жизни своих детей хотят все родители?
И напоследок крошечная зарисовка: мама везет коляску с ребенком. Ребенок капризничает в коляске, начинает шуметь. Мать показывает кулак, ребенок замолкает. При этом мать никогда не била своего ребенка.
Занавес.
Елена Прушинская
Источник