Настоящая жизнь ребенка скрыта от нас. Она — внутри. Это внутренний мир ребенка. И если мы хотим создавать близкие, открытые отношения с ребенком, если мы хотим дружить с ним, мы должны знать его мир.
Знаем ли мы мир наших детей? Знаем ли мы их мысли, чувства, пристрастия?
Что ты знаешь о внутреннем мире твоего ребенка?
О чем думает твой ребенок, когда просыпается? В каком настроении он просыпается?
Нравится ли ему быть, жить рядом с тобой?
Какая у него любимая еда? Любимый фильм? Мультфильм?
С кем он дружит? Как зовут его друзей? С кем он враждует и почему? Какое место занимает в классе или группе детского сада? Пользуется ли авторитетом среди ребят во дворе?
Какие уроки любит? Какие ненавидит? Каких учителей любит? Кто ему не нравится? Почему?
Чем интересуется твой ребенок? О чем он мечтает? Делится ли он своими мечтами?
В кого он влюблен? В кого он был влюблен? Как звали этого человека? Почему любовь закончилась?
Какие огорчения были у твоего ребенка? Из-за чего он грустил? Чего боится твой ребенок? В чем он не уверен?
Чего ему не хватает в жизни? Что ему нужно от тебя? Какая поддержка нужна твоему ребенку?
Если мы все это будем знать, нам легче стать близким человеком своему ребенку. Легче оказать ему поддержку. Причем ту поддержку, которая ему действительно нужна.
— Но каким образом я могу знать, что у него внутри? Что надо сделать, чтобы знать, что у него внутри? — часто спрашивают родители.
И ответ на этот вопрос прост. Чтобы узнать это — надо подойти близко к ребенку.
А для этого надо убрать дистанцию между нами. Смешно представить ситуацию, когда ты из соседней комнаты кричишь ребенку: «Что там у тебя внутри происходит? Что ты чувствуешь? О чем ты думаешь? Поделись со мной!»
Пока между нами дистанция, никто не будет тебе открывать душу, впускать тебя в свой внутренний мир.
Но между нами и нашими детьми уже существует иногда дистанция, созданная нашей критикой, непониманием, отвержением. Поэтому (я не говорю тебе сейчас ничего нового!) прекрати использовать методы воспитания, которые устанавливают дистанцию! Иначе нам никогда не понять наших детей.
Нам надо приблизиться к нашим детям. Приблизиться чисто физически — быть рядом, смотреть в глаза, слушать. Нам нужно приблизиться психологически — присоединяться к ним, к их внутреннему миру. Об этом мы поговорим дальше.
Продолжение следует...
Автор: Маруся Светлова