Хвалить ребенка, видеть его хорошим, отмечать его достижения, — совсем не означает, что ребенок должен находиться в ситуации без контроля. Без оценки поступков. В попустительстве и вседозволенности. Я не призываю только воспевать и восхищаться ребенком.
Ребенку нужна наша оценка, коррекция, помощь в осознании «не тех» поступков. И оценка поступков ребенка должна быть правдивой и реальной. Если он совершил плохой поступок — он должен знать, что он совершил плохой поступок. Но оценка его реального поступка не должна быть критикой. Она должна быть анализом. И при этом анализе поступка ребенок должен остаться хорошим, но должен осознать, что он сделал что-то неправильно, и почему он это сделал.
— Ты получил «двойку», потому что поторопился сделать домашнее задание. А поторопился потому, что не было времени — ты потратил его на игру, на просмотр мультиков. Если бы ты уделил домашнему заданию достаточно времени, у тебя бы все получилось хорошо. Ведь ты можешь хорошо учиться, можешь получать хорошие оценки. И когда ты относишься к урокам ответственно — так и получается! — так может звучать реальная оценка и анализ ситуации.
А вот так — не должна:
— Говорила я тебе — делай уроки! Как об стенку горох! Что за ребенок такой бестолковый! И указывать на недостатки, и анализировать неправильное поведение ребенка можно очень корректно и миролюбиво, не разрушая его веру в себя. Можно просто пошутить, и уже этим дать оценку его поступку, но без критики и унижения.
— Ну ты, конечно, классно бьешь чашки! Это уже вторая чашка на этой неделе! Если такими темпами пойдет, нам скоро не из чего будет пить чай! Давай ты будешь относиться к чашкам с большим уважением, они же не виноваты, что ты торопишься!
И оценка ситуации дана, и требование родителей прозвучали, и при этом самого ребенка не «убивают» из-за этой чашки. Или:
— Да, вот это размах — вот это беспорядок! Ты знаешь, создать такой беспорядок может только большой человек! У меня, наверное, так бы не получилось! Ну, у тебя и масштабы! Ну, раз у тебя были способности навести такой колоссальный беспорядок — значит, в тебе таятся такие же мощные силы, чтобы из него сделать порядок! Давай! Дерзай! — И реальная оценка дана. И ожидания родителей прозвучали.
Ребенку действительно нужна открытая, честная и добрая — я это особенно подчеркиваю — обратная связь. Он должен получить честную и правдивую оценку его поступков, но с верой в хорошего ребенка, который, конечно же, исправит ошибку, в котором есть силы быть хорошим, добрым, — другим, не таким, каким был в этой ситуации.
Продолжение следует...
Автор: Маруся Светлова