Есть семь основных правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка.
1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны и ).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а «не вместо» него).
4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать — признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).
7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых — главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.
Примеры:
- когда ребенок говорит можно я помою посуду, обязательно разрешить!!! Пусть он ее помоет плохо, не беда. Обязательно похвалите слова: ты мой(моя) помощник (ца), какой ты молодец, спасибо за помощь.
А когда ребенок уйдет заниматься своими дела, потихоньку перемойте посуду так как вам нужно. Но не в коем случает не при нем это делать. Иначе ребенок поймет, что он сделал плохо свое дело и разочаруется в своих возможностях.
- ребенок не заправляет кровать? как его научить? Только игрой и желательно с ранних лет. Можно учить заправлять свою кровать с 5 лет. При чем вы завете его так: «Малыш пойдем, я тебе помогу заправить твою кровать» И начинаете играть, дурачиться, «надувайте паруса», ищи друг друга под покрывалом, будет очень весело, а затем можно и заправить кровать. Объясняйте ребенку куда тянуть, как поправить, куда заправить, и пусть он все делает сам и иногда ему помогайте, слегка расправить, подтянуть и т.д.
Пройде так совместно занятий 10-ть и ваш малыш научится сам заправлять кровать. Главное научить регулярности. Проснулись утром, умылись, сходили в туалет, затем заправили кровать, а уж потом одеваться.
-если ребенок просится вам помочь на кухне, особенно это выражено у маленьких детей…пусть помогают, да это займет ваше время, но стоит забыть про всё, кроме вашего дитя, хотя бы на 5 минут. Если он просит нож, что бы нарезать огурец, положите ему разделочную доску, покажите, как правильно держать нож, предусмотрительно разрежьте огурец на две части, и внимательно следите за действиями малыша.
Обязательно предупредите какой стороной можно порезаться, что ножом нельзя размахивать, а строго порезал овощи, положи нож на стол.
Главное не забывайте хвалить ребенка за все его успехи!!!
И у вас вырастит самостоятельный ребенок, а затем и самостоятельный человек!!!
Немного информации:
Человек как личность формируется в основном уже к 5-6-ти годам. А в отношении развития некоторых способностей «после трех уже поздно» (Именно так, например, назвал свою книгу Масару Ибука — создатель известной фирмы «Sony» , который в силу личных обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и практическомупреодолению проблем патологии раннего развития. Вместе с тем, человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа её будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается.
Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям — это возможность с раннего детства поверить в свои силы (!) и постоянно расширять (!) область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть ответственными и успешными, что они действительно могут «строить» свою жизнь, а не влачить в ней жалкое — пассивное и зависимое — существование.
Источник: http://solarkids.ru