На зарядку становись! Физкультминутки

Ох, и непоседливы эти малыши! Кажется, что в них спрятался маленький шустрый моторчик. Помните слова из песенки: «Он весь день куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него». Так и есть! Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И задача мам и пап не только помочь ребенку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не отбить желание заниматься спортом в будущем.

«Не беги - упадешь! Не лезь – свалишься!» Как часто мы слышим подобные окрики на детских площадках. Чаще всего они принадлежат любящим бабушкам, опекающим внуков и внучек. А потом удивляемся, откуда у подросшего ребенка лишний вес, плохие отметки по физкультуре, почему он неуклюжий, «не спортивный», закомплексованный. А малышу просто необходимо и бежать, и лезть, и даже падать. А как без этого? Только так, через собственные ощущения, познается огромный и притягательный мир. Закрепить врожденную любовь к движению, сделать кроху более ловким и выносливым, направить неуемную энергию в «мирное» русло помогут нехитрые игры и упражнения, которые наверняка придутся малышам по вкусу.

Возрастные ступенечки

Существуют определенные специалистами нормы физического развития малыша. Они очень условны, у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. И не стоит расстраиваться, если ваш кроха по каким-то параметрам «не дотягивает». Но знать их необходимо для того, чтобы в играх уделять внимание «слабому звену», не требовать от крохи непосильных по возрасту умений и вовремя приступать к развитию того или иного навыка. Опираясь на эти нормы, можно даже без всяких умных книжек придумывать спортивные игры для своего ребенка, используя в них необходимые элементы.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Каждой маме и каждому папе хорошо известно, что физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Нет такого органа, возможности которого не изменялись бы под воздействием физической нагрузки. Спортивные занятия улучшают обмен веществ, состав крови, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет.

Но не все родители знают, что физическое развитие малыша нераздельно связано еще и с его интеллектуальным развитием. Чем лучше ребенок умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Движение – это практически единственная деятельность, которая одновременно заставляет работать и левое, и правое полушарие головного мозга. Поэтому важно не только как можно раньше приобщать малыша к физическим упражнениям, но и стремиться, чтобы спортивные занятия были для него источником радости и удовольствия и ни в коем случае – принуждением. Попробуйте приучить малыша к ежедневной утренней зарядке. Не секрет, что далеко не все из нас делают ее по утрам. И в том, пожалуй, «заслуга» наших родителей. Но если уделять всего 7-10 минут (а больше пока и не надо!) утренней разминке вместе с малышом и делать это регулярно, такая ежедневная нагрузка станет для ребенка привычной и естественной. Он просто не сможет без нее обходиться. Точно так же, как без утреннего умывания и чистки зубов.

В силу возраста кроха еще не поймет ваши увещевания, что утренняя зарядка полезна для здоровья. Будет неверным поставить ребенка рядом с собой и требовать выполнения каких-то упражнений. Конечно, малыши любят во всем подражать родителям. И пару раз кроха выполнит вместе с вами немудреные упражнения. Но на третий раз ему станет просто скучно. Поэтому любые занятия с малышом, в том числе и спортивные, имеет смысл проводить в веселой игровой форме. И всякий раз вносить в них что-нибудь новое. Кстати, если ваше утро так сильно загружено бытовыми и иными делами, что не остается времени на зарядку, ее вполне можно перенести на более позднее время. Занимаясь с малышом, вы и сами получите заряд бодрости и веселья на весь день. А ведь можно параллельно и посерьезнее упражнения делать – для себя. Тогда зарядка принесет несомненную пользу и вашему здоровью. Ну что, начали?

Для самых маленьких спортсменов

Для малышей, которые едва научились ходить, подойдут игры и упражнения, помогающие совершенствоваться в этом непростом деле. Покажите крохе разные виды ходьбы, и пусть он повторяет за вами. Вот идет верблюд, медленно и важно выбрасывая ноги вперед, вот скачет лошадка, высоко поднимая колени, вот крадется на носочках хитрая лисичка, вот вразвалочку топает увалень-медведь. А теперь поскакал зайка, а за ним пятится спиной вперед маленький крабик. А вот бабочка закружила над цветочками, весело размахивая крылышками. Старайтесь обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Учите ребенка ходить на носках и на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Все это будет получаться далеко не сразу. Но это не повод для беспокойства. Кроха совсем немного подрастет, и у него обязательно все получится.

Малыши любят различные игровые стишки и песенки. Вы наверняка и сами знаете немало таких игр. Например, «Баба сеяла горох» или «Шел король по лесу…». И даже если часть слов забылась, их можно по ходу игры придумать заново. Главное, чтобы было весело. Вот один такой стишок – «Заинька».

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк,

Походи…

Дальше вместо слова «походи» в каждом новом четверостишии добавляем: подбодрись, побеги, топни ножкой, поскачи, повернись, приседай, попляши, хлопни ручкой, поклонись и т.д. Хорошо, если вы будете не просто рассказывать стишок, а напевать. Такие игры помогают малышу лучше понимать речь взрослых, выполнять действия по команде, развивают чувство ритма и, конечно, способствуют физическому развитию. В них можно играть и дома, и во дворе, собрав вокруг себя в кружок маленьких «заинек».

Вообще, любые упражнения с детишками здорово делать под подходящие стишки. Будет очень кстати веселая музыка: детские песенки, мелодии из мультфильмов, танцевальные композиции для детей. И не забудьте несколько любимых игрушечных зверей приобщить к такому важному делу:

Вышли звери на зарядку,

Рассчитались по порядку.

Рядом с ними – ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

Упражнения начинаются,

Лапки кверху поднимаются.

Ну а мы поднимем ручки

Высоко, до самой тучки!

Вот идет мохнатый мишка,

Громко топает топтыжка.

Косолапому поможем,

Мы пройдем, как мишка, тоже.

Топ да топ, топ да топ

И в ладоши хлоп да хлоп!

Скачет зайка на лужайке

Мы попрыгаем, как зайка.

Ножки вместе, скок-поскок!

Веселей скачи, дружок!

Пчелки крылышками машут,

Над цветами дружно пляшут.

Ручки в стороны расставим,

Словно крылышки расправим.

Замахали, полетели

И как пчелки загудели:

Ж-ж-ж!

Вот копытца замелькали –

Это кони поскакали.

Пробежимся, как лошадки,

На носках, потом – на пятках.

Вот и кончилась зарядка!

До свидания, ребятки!

Если очень захотите,

Завтра снова приходите.

Сначала проговаривайте стишки, показывая малышу все необходимые действия: потянулись, потопали, поскакали, полетали, поклонились в конце. Увлеките кроху своим примером, для этого делайте все упражнения весело, с азартом. Очень скоро малыш запомнит незамысловатые строчки и те движения, которые нужно под них выполнять. Здорово! Кроме всего прочего, мы развиваем еще и память.

Вот еще пример такого игрового стишка.

Жил-был маленький гном (присели, встали),

С большим колпаком (вытянули руки вверх),

Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем),

На лягушке он скакал:

Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)

И на стрекозе летал:

Ух, высоко! (машем ручками),

По ручью плыл в чайной чашке:

Буль-буль-буль! (плывем любым стилем),

Ездил он на черепашке:

Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте)

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке:

Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону).

Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),

Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)

(О. Колпакова)

Можно проводить зарядку и так. Рассказываем малышу сказку собственного сочинения и одновременно делаем упражнения. «Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем). Мама спросила котенка: «Ты больше не хочешь спать?» «Нет-нет» (разминаем шейку, делая движение » «нет-нет»). «А может, ты пойдешь гулять?» «Да-да». (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем).» Молодцы!

Мы немножко подросли

Чем старше становится малыш, тем более сложные упражнения он может выполнять. Но не переусердствуйте. Для начала повторяйте каждое упражнение по 2-4 раза. Упражнения должны даваться крохе легко, делаться с удовольствием, а темп и количество повторений увеличивайте постепенно. Время от времени меняйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. И, конечно, не забывайте об игровом моменте. Вот пример утренней зарядки для малыша 2,5-3 лет.

Веселая прогулка. Энергично ходим с малышом по кругу и напеваем веселую песенку. Продолжаем движение на носочках, на пяточках. Затем немного пробежимся.

Здравствуй, солнышко! Ножки вместе, ручки со сжатыми кулачками в стороны. Через стороны поднимаем ручки вверх и хорошенько тянемся навстречу солнышку.

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Маленькие боксеры. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Поочередно выбрасываем руки вперед. Расскажите малышу, что так тренируются боксеры, чтобы быть сильными.

Тик-так, часики. Ножки вместе, ручки на поясе. Наклоняем туловище вправо и влево, приговаривая: тик-так, тик-так.

Деревце растет. Руки на поясе. Приседаем, поднимая ручки вверх, затем встаем – ручки на пояс. При этом можно приговаривать: деревце маленькое, а теперь растет-растет-растет…

Веселый зайчишка. Прыгаем, как зайка, сначала на двух ногах, а затем, если получится, поочередно на правой и на левой.

Нюхаем цветочки. Спокойно ходим по комнате, дышим медленно и глубоко, как будто вдыхаем аромат цветка.

А вот зарядка «Самолетик».

Самолет взлетает: ходим по комнате, затем бегаем и снова переходим на ходьбу. Все это проделываем с расставленными в сторону руками-крыльями.

Самолет летит: медленно поднимаем руки в стороны, затем опускаем с выдохом: ж-ж-ж.

Самолет раскачивается: наклоны туловища в стороны.

Самолет приземляется: приседания.

Самолет приземлился: стали на четвереньки, подняли правую ручку-крыло, посмотрели на нее, затем то же самое проделываем с левым крылом.

Самолет опять полетел: бег по комнате.

Самолет пошел на посадку: спокойная ходьба.

Летчик вышел из кабины: потянулись, глубоко подышали.

При желании, самолетик легко превращается в пчелку, которая взлетает, машет крылышками, садится на цветочки и летит дальше.

Полоса препятствий

Кроме утренней зарядки, можно придумать еще множество возможностей, чтобы малыш смог порезвиться. Особенно это актуально зимой, когда на улице в мороз и в теплой одежде не очень-то побегаешь. Устройте для крохи «полосу препятствий» из подручных средств. Это, во-первых, весело, во-вторых, несложно, а в третьих, поможет вам отработать все необходимые по возрасту навыки и умения. Итак, начнем с прыжков.

Прыгаем. Для того чтобы вдоволь попрыгать, приготовим на нашей полосе препятствий специальные приспособления. Так, вырезанные из зеленой бумаги кружочки превратятся в кочки на болоте, если вы с малышом изображаете лягушек, а белые куски картона неправильной формы будут льдинами, если сегодня вы – антарктические пингвины. С кочки на кочку можно перешагивать, перепрыгивать двумя ногами, скакать поочередно то на правой, то на левой ножке. Для самых маленьких прыгунов «кочки» расположите совсем близко друг к другу. Во время прыжков приговаривайте что-нибудь вроде:

Мы – зеленые лягушки,

Резво скачем на опушке.

Мы – веселые пингвины.

Любим мы скакать по льдинам.

Подобные стишки можно придумывать буквально «на ходу». И не беда, если рифма и размер будут «хромать». Можно и вовсе без рифмы. Любое ваше творчество малыш воспримет на «ура». Добавьте перепрыгивание через небольшие препятствия (через положенную на пол книгу), спрыгивание с небольшой высоты (все с той же толстой книги), а позже и запрыгивание на нее.

Ходим и бегаем. Предложите малышу побегать от одной стены к другой. Пусть он будет, скажем, автомобильчиком или маленькой лошадкой, которые перевозят пассажиров. Малыш берет игрушку, бежит в другой конец комнаты, оставляет там «пассажира» и возвращается за следующим. Для ребятишек постарше задачу усложняем. На пути у нас появляется преграда – мост через реку. Его роль сыграет лента, по которой нужно постараться пройти, не наступая на пол, полоска бумаги, дорожка из кубиков, доска. На дороге можно расстелить жесткий массажный коврик. Тогда, бегая туда-сюда, малыш будет всякий раз наступать на него, тем самым, стимулируя нервные окончания на подошвах. Понятно, что делать это нужно босиком. Если у вас в хозяйстве отыщется пара маленьких пластмассовых тазиков или мисок, они превратятся в неимоверно полезный тренажер. На них (в перевернутом виде) можно взбираться (ну-ка, поднимемся на холмик), спрыгивать с них, перешагивать с одного «холмика» на другой (начинайте с 10 см и постепенно увеличивайте расстояние). Очень полезно бегать с малышом змейкой, огибая расставленные по комнате стулья или кегли (их заменят пластиковые бутылки), проходить по коридору из кеглей, двигаться спиной вперед и с закрытыми глазами. Все это отлично развивает координацию движений, чувство равновесия.

Ползаем. Ползание – очень полезный навык, развивающий силу, ловкость, координацию движений, укрепляющий мышцы и позвоночник. Ползать можно просто по полу, изображая змею, а можно построить всякие препятствия: «норки», «тоннели», «пещеры». Замечательный тоннель получится, если поставить в ряд несколько стульев или табуретов. Можно свернуть рулоном туристский коврик или сделать узкое «ущелье» из диванных подушек. Здесь даже можно особо ничего не обыгрывать. Малыши просто обожают проползать через подобные сооружения. Пусть малыш потренируется ползать как вперед, так и назад. Научите кроху ходить на руках: мама держит малыша за ноги, а малыш перебирает ручками по полу. Для начала достаточно всего нескольких «шажочков». А еще очень полезно ходить и бегать одновременно на четырех конечностях. Не на четвереньках, а на прямых руках и ногах. Попробуйте, это не только полезно, но и очень весело!

Не теряем ни минутки!

Самое лучшее для развития выносливости крохи – это как можно больше с ним ходить. И если у вас нет необходимости быстро куда-нибудь добраться, оставляйте коляску дома и отправляйтесь на пешую прогулку. Но даже когда вы идете по каким-то своим делам, используйте любую возможность, чтобы малыш смог потренироваться в ловкости. Например, поиграйте в «догонялки». Сначала убегает малыш, а мама догоняет и обнимает его, а потом кроха ловит маму. «Побежали к дереву!» – говорит мама и увлекает ребенка к ближайшему дереву. «А теперь ты сам беги вон к тому кусту!». Так, короткими перебежками, можно преодолевать большие расстояния. Если ваш путь лежит не вдоль оживленной дороги, а через дворы, используйте бордюр тротуара в качестве тренажера, позволяя малышу идти по нему. Сначала кроха будет держать вас за руку, а потом сам научится сохранять равновесие. Очищенная от снега тротуарная плитка тоже пойдет в ход. По ней можно прыгать одной или двумя ногами, не наступая или, наоборот, наступая на стыки. Если у вас на пути лежит ветка или бумажка – перешагивайте или перепрыгивайте через нее, если увидите скамейку – постарайтесь через нее перелезть. Веселое развлечение для крох – игра с собственной тенью. С ней вместе можно побегать или попробовать наступить на нее…

Одним словом, возможностей для нескучного и гармоничного физического развития крохи великое множество. Всего лишь капелька маминой фантазии, совсем чуть-чуть выдумки принесут неоценимую пользу для здоровья сына или дочурки.

Юлия Ильяшенко

Источник: http://www.2mm.ru

Игры, где участвуют не только пальчики и ручки, но и ножки

"Стихи с движениями" подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.

МИШКА

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри

Раз, два, три - раз, два, три!


Мы топаем ногами,

Топ-топ-топ!

Мы хлопаем руками,

Хлоп-хлоп-хлоп!

Качаем головой,

И вертим головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

***

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом.

На слова «По камешкам, по камешкам» — прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.

На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. « Вылезли из ямы», — дети поднимаются.

Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

Здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в «дом» (заранее договариваются, где будет дом — на диване, стуле и т.д.).

Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

***

ГНОМЫ

Утром гномы в лес пошли.

(шаг на месте)

По дороге гриб нашли.

(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три -

(наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три!

(руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали,

(наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опаздали.

(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

***

ОБЕЗЬЯНКИ

Рано утром на полянке (хлопаем)

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

(встаем на носочки и тянемся вверх)

***

ЗАИНЬКА

(игра с пением, слова и музыка народные)

Взрослый поет песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так топни ножкой!

Вот так топни ножкой!

(Дети топают ножками, руки на поясе.)

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так бей в ладоши! (2 раза)

(Дети хлопают в ладоши.)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так повернись! (2 раза)

(Дети поворачиваются 1–2 раза. Руки на поясе.)

Заинька, попляши

Серенький, попляши,

Вот так попляши! (2 раза)

(Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может).

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так поклонись! (2 раза)

(Дети наклоняются, разводя руки в стороны.)

Когда малыш запомнит все слова, дайте ему возможность выступить «соло».

***

ВОТ МЫ РУКИ РАЗВЕЛИ

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

   ***

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)  

***

ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики     

(подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)

На лесной опушке,       

(прямые руки вверх, пальцы врозь- «дерево» и качаемся)

Жили-были зайчики   

(подпрыгиваем на месте)

В беленькой избушке.

(соединили руки над головой «домик»)

Мыли свои ушки, 

(изображаем как моем уши)

Мыли свои лапочки,    

(потираем правой рукой левую и наоборот)

Наряжались зайчики,  

(приседаем с поворотами в сторону,руки на пояс)

Надевали тапочки.   

(поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу)  

***

КОТ ПО ЛАВОЧКЕ

Ходит кот по лавочке,       

(ходьба на месте)

Водит кошку за лапочки:    

(взялись за руки)

Топы, топы по лавочке!  

(топаем)

Цапы, цапы за лапочки!         

(стучим друг друга по пальчикам)  

***

СВЕТИТ СОЛНЫШКО В ОКНО

Светит солнышко в окошко,     

(подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок,      

(прыгаем)

Так танцует мой  дружок.

Светит солнышко в окошко,     

("фонарики")

Потанцуем мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,       

(хлопаем)

Так танцует мой  дружок.

Светит солнышко в окошко,     

("фонарики")  

Потанцуем мы немножко

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,          

(топаем)  

Так танцует мой  дружок.

***

ВВЕРХ ДО НЕБА

Ввеpх до неба,

(руки вверх, потянулись, встали на носочки)

Вниз до тpавки.

(присели)

Ввеpх до неба,

Вниз до тpавки.

А тепеpь покpужились

И вниз повалились.

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей!

(руки вытянуты, ладоши вниз)

Дождинки пляшут,

(потрясти руками, потопать ногами)

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(наклониться, присесть)

***

ЗАЙКИ, ГДЕ ВЫ ПРОПАДАЛИ?

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали

(трясутся от страха)

А капусту вы не ели?

Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

***

ВЫРАСТУ БОЛЬШИМ

Сначала буду маленьким,

(присесть)

К коленочкам прижмусь.

(обнять колени руками)

Потом я вырасту большим,

(встать)

До неба дотянусь.

(поднять руки вверх, встать на носочки)

***

ВЕТЕР ДУЕТ

Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)

***

ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

***

МЫ К ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ ВЫШЛИ

(ходьба высоко поднимая колени)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

***

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКЕ

Птички в гнёздышке сидят

(присесть)

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

(подняться на носочки)

И тихонько все летят.

(помахать руками)

***

НА ОДНОЙ НОГЕ

(стоя на одной ноге)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

(поменять ногу)

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

***

МЫ ИГРАЛИ...

Мы играли, мы играли,

(круговые движения кистями рук)

Наши пальчики устали.

(движения кисти вверх-вниз)

А теперь мы отдохнём

(имитация движения волны)

И опять играть начнём

(круговые движения кистями рук)

***

СНЕЖИНКИ

(повороты вокруг своей оси)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок ─

Получается снежок.

***

РАЗ, ДВА, ТРИ...

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

(подскоки на месте)

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз

(прыжки)

***

ПОМОЩНИКИ

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

***

БУРАТИНО

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

***

БАБОЧКА

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся. 

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется.

(«летать», имитируя движения бабочки)

***

ГРИША

Гриша шел-шел-шел,

(ходьба на месте)

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

(наклоны корпуса вперёд)

Положил их в кузовок

***

ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5–6 раз.

Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек — 4–5. Они одновременно выполняют игровое задание.

***

КАБАЧОК

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок — «кабачок». Дети идут по кругу и хором говорят:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставим,

Танцевать заставим.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется несколько раз.

***

ВЕСНЯНКА

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают!

***

ДОЖДЬ

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

(Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

(Бег)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.

(Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

***

ЛИСТОПАД

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Повороты вокруг себя.

***

ОБУВАЕМСЯ

Я умею обуваться,

Топать ногами.

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Руки перед грудью, показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки,

Наклон вперед.

Этот с правой ножки,

Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.

Погладить левую ногу.

***

СНЕГОПАД

Белый снег, пушистый.

Взмахи руками.

В воздухе кружится

Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Опуститься на корточки.

***

МАШИНА-1

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.

***

МАШИНА-2

Завели машину: ш-ш-ш.

Вращения руками перед грудью.

Накачали шину: ш-ш-ш.

"Насос".

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза).

Вращение воображаемого руля.

***

ХЛОП-ТОП

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

***

РАДУГА

В небе радуга висит

В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит.

Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,

Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.

Загибать пальцы на руке.

***

ПАРОХОД

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

***

ПОТЯГУШЕНЬКИ

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки. Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи.

Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок, хоть один разок.

Улыбка - мимическое движение.

***

ПРОГУЛКА

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.

Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,

4 хлопка.

По улице идем.

Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,

4 хлопка.

Мы песенку поем.

Шаги на месте.

***

ФРУКТЫ

Будем мы варить компот.

Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот.

Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,

Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.

Хлопать в ладоши.

***

ПТИЧКИ

Птички прыгают, летают.

Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают.

"Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили.

Погладить руки, носики.

Птички летают, поют,

Машут руками.

Зернышки клюют.

"Клюют".

***

ПРОГУЛКА

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Шагать на месте.

Ручки согревают,

ручки потирают.

Чтоб не зябли ножки,

потопаем немножко.

Нам мороз не страшен,

весело мы пляшем.

Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту физкультминутки.

***

НАОБОРОТ

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый:

опустить руки - поднять;

открыть рот - закрыть;

согнуть руки - распрямить и т. д.

***

ПОСУДА

Вот большой стеклянный чайник,

"Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

Сделать большой круг.

***

ЗАРЯДКА

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три - четыре

И на месте поскакать - пять.

***

В ЛЕСУ-1

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

***

В ЛЕСУ-2

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Их!

Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

***

ЛИСА

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

***

БЕЛКА

Белка спрячется в дупле,

Не найти ее нигде.

Наклоны вправо и влево,

прыжки на месте.

***

ЗАЙКА

Зайка серый быстро скачет,

Словно мячик, словно мячик.

Кисти согнуты перед грудью,

прыжки с продвижением вперед.

***

ЛЯГУШКИ

Лягушки - квакушки совсем не спешат,

А учат они топать веселых лягушат.

Руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

***

ДВИЖЕНИЕ

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

***

ТРИ МИШКИ

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ.

Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп.

Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Ударять ладонями по коленям.

***

ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ

Кто хочет быстрым стать

И время не терять,

Пусть за моей спиной

Все делает за мной.

Движенья рук и ног

Ты повторяй, дружок.

***

Я ИГРАЮ

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол.

Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол,

Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол.

Имитация паса в волейболе.

***

СМЕЛЫЙ СОЛДАТ

Знают все ребята,

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата

Никогда не смогут победить.

Марш. Сгибание рук в локтях - "силачи".

***

ЗАКАЛЯЕМСЯ

Я утром закаляюсь,

Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь.

Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким,

Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким.

Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми,

Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми.

Бег на месте.

***

ДЕТСКИЙ САД

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Хлопки на каждое слово.

Буду в садике играть

Разовый показ жеста "ку-ку".

И конструктор собирать,

Развороты кистей в разные стороны, пальцы кистей соприкасаются.

И игрушки за собой убирать.

Рука двигается вправо-влево.

Буду бойко танцевать

Приседание.

И лепить, и рисовать,

Имитировать лепку, рисование.

Буду песни каждый день напевать.

Руки "замком" перед собой.

***

4 РАЗА

Кружимся (4 раза). Движение "волчок".

Топ-топ-топ (4 раза). Движение "бег".

Ручками хлопаем (4 раза). Движение "хлопушки" на каждую восьмую.

Прыг-скок (4 раза). Движение "зайка".

***

ОВОЩИ

В огород пойдем,

Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.

Показать руками.

Щавеля нарвем немножко

"Рвут".

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшись за руки.

***

НА ЛЫЖАХ

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.

Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Имитировать, как встают на лыжи и едут.

***

БОРОВИК

По дорожке шли,

Маршировать.

боровик нашли.

Наклониться.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой,

Руки над головой в "замке".

Мы его пройти могли -

Хорошо, что тихо шли.

Ходьба на месте.

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Мишка косолапый

По лесу идет,

(1. Бодро шагаем)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(2. Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(3. Держимся ручками за лоб)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (4. Топаем ногой)

***

ЗАЙЧИК СЕРЕНЬКИЙ

Зайчик серенький сидит

(1. Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

(2. Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(3. Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(4. Прыгам, как зайчик)

***

ДВЕ ВЕСЕЛЫЕ ОВЕЧКИ

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

(1. Весело прыгаем)

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки.

(2. Встаем на ножки, тянемся вверх 3. Приседаем, руки опускаем вниз)

А потом кружились

(4. Кружимся)

И в речку свалились.

(5. Падаем)

***

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ

Идет коза рогатая

(1. Приставляем к голове "рожки")

За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!

(Топаем ножками)

Глазками - хлоп-хлоп!

(2. Зажмуриваемся и открываем глазки)

- Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?

(3. Грозим пальчиком)

Забодаю, забодаю!

(4. Бодаемся)

***

ДВА ЖУКА

На полянке два жука

Танцевали гопака:

(1. Танцуем, руки на поясе)

Правой ножкой топ, топ!

(2. Топаем правой ножкой)

Левой ножкой топ, топ!

(3. Топаем левой ножкой) Ручки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

(4. Встаем на носочки, тянемся вверх)

Источник: http://www.razumniki.ru

Зарядка для малышей "Веселое зоопутешествие"

Малыши не терпят скуки, поэтому занятия спортом для самых маленьких должны быть не только полезными, но и веселыми. Очень интересно, например, во время зарядки представлять разных животных. Я предлагаю примерный сценарий такой зарядки. Эта веселая зарядка предназначена для малышей 2-5 лет.

Лучше, если малыш будет заниматься вместе с мамой или папой — вместе веселей и "путешествовать", и заниматься спортом. Главное — не переутомлять ребенка, учитывать его возраст и физическое развитие, а также постоянно проявлять фантазию и энтузиазм. Наверняка после нескольких занятий вы придумаете свои упражнения, имитирующие других животных. А может, малыш придумает их сам!

Итак, поехали!

Для начала отправимся в наш родной российский лес. Какое животное там наверняка можно встретить? Ну конечно, "Зайчика"! Предложите малышу показать зайчика. "Зайчик" прыгает стоя, на слегка согнутых лапах. Ручками малыш может показывать то ушки, то передние лапки. Пусть малыш сделает 10-20 прыжков.

Лучший друг зайчика — "Белочка". Она тоже очень прыгучая, но прыгает не так, как зайчик, а в сидячем положении. Малыш может помогать себе руками, опираясь ими на пол.

Еще в лесу можно встретить "Дикого гуся". Гуси не очень хорошо летают, зато любят ходить вперевалку. Пусть малыш присядет, держа руки на поясе, и в таком положении попробует шагать, переваливаясь, по комнате.

Все три упражнения полезны для развития мышц ног.

Следующая цель нашего веселого зоопутешествия — Северный полюс. Там живет неповоротливый "Тюлень". Для выполнения этого упражнения нужно лечь набок, вытянуть ноги и, чуть-чуть приподняв их, похлопать ступнями — "ластами". Упражнение хорошо развивает мышцы икр и бедер.

Еще на полюсе можно повстречать "Белого медведя". Он ходит на четырех лапах, поэтому предложите малышу походить немного на руках и ногах. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и ног, а также координацию движений.

С холодного Северного полюса отправляемся прямиком в жаркую Африку. Там обитает много интересных животных, но больше всего малышам нравится, наверное, "Слон". Слон, как и медведь, ходит на четырех лапах, но при этом у него должен быть хобот. Поэтому ходить придется на трех "лапах", а свободной рукой показывать хобот. Это более сложное упражнение, чем "Медведь", оно хорошо развивает мышцы рук, поскольку нагрузка на занятую руку увеличивается примерно вдвое.

Кроме слона в Африке можно увидеть "Суслика". Это очень пугливое животное, оно все время прячется за земляными холмиками и высокой травой. Чтобы "спрятаться", нужно все время приседать. Предложите малышу поставить руки на пояс и 10 раз поочередно присесть и встать. Упражнение полезно для мышц ног.

В Африке можно встретить и "Жирафа". Это самое высокое животное на свете. Поэтому для выполнения упражнения нужно встать на цыпочки, руки поднять вверх и постараться вытянуться как можно выше. В высшей точке глубоко вдохнем и замрем на несколько секунд, а затем выдохнем и расслабим мышцы. Это упражнение на растяжку и релаксацию.

После сухой и жаркой Африки неплохо немного погулять по прохладным и влажным болотам. Там живут в основном пресмыкающиеся, поэтому придется немного поползать. Например, как "Змейка". Для выполнения упражнения нужно лечь на пол и попробовать проползти небольшое расстояние, извиваясь всем телом, без помощи рук и ног. Это упражнение хорошо развивает гибкость.

Подружка змейки — юркая "Ящерка". Она ползает чуть-чуть иначе, чем змейка. Чтобы показать ящерку, нужно ползти, опираясь на локти рук. Поэтому упражнение способствует развитию мышц рук и укреплению позвоночника.

Еще на болоте живет "Цапля". Она очень любит стоять на одной ноге. Для выполнения упражнения "Цапля" нужно согнуть одну ногу в колене и опереться ступней этой ноги на боковую коленную область другой ноги. Постарайтесь удерживать равновесие в течение минуты, затем поменяйте позицию ног. Данное упражнение способствует развитию равновесия и координации движений.

После долго путешествия возвращаемся домой. Кто там может нас ждать? Ну, конечно же, любимая домашняя "Кошка"! Кошка очень гибкая, любит выгибать спинку. Поэтому можно сделать такое упражнение. Встаньте на четвереньки, опираясь на пол ладонями и коленями. Слегка подавшись назад, наклонитесь грудью к полу, стараясь выгнуть спину, как кошка. Затем поднимите верхнюю часть тела, еще больше выгибаясь в спине, и вернитесь в исходное положение. Упражнение полезно для укрепления мышц спины и развития гибкости.

Вот и подошло к концу наше "Веселое зоопутешествие". За время зарядки кроха наверняка разгорячился и, может быть, даже слегка вспотел. Поэтому самое время перейти к водным процедурам, например, принять ванну, где малыш может, играя и плескаясь, изображать забавного "Дельфинчика". Бегом в ванную!

Теги:        

Рекомендуем посмотреть
Игры на подражание

Игры с текстами стихов на подражание и взаимодействие для детей 2-3 лет. Подражание имеет большое ... ... малышам и деткам более старшего возраста, например, с их помощью можно устраивать веселые физкультминутки. На начальном этапе помогайте малышу выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом. Солнышко (Ребенок и вы приседаете... ... (ходьба на месте) Мишка ягодки им дал. (протягиваем вперед руки вверх ладошками) Зарядка (Рассказывая стихотворение, изображаем зверушек). Скачет лягушонок: « Ква-ква-ква...

Дата обновления: 17.02.2014

Веселая зарядка для малышей

... нравится ей заниматься. И кроме хорошего настроения, такие упражнения полезны для детей, так как развивают речь, координацию движений, помогают заучивать стихи, что в свою очередь тренирует память, знакомят с разными понятиями. С помощью таких упражнений хорошо разнообразить занятия с детьми. Выбирайте любой образный стих, на интересующую ... ... построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону) Стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте) Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение "ножницы") ...

Дата обновления: 24.05.2011

Пальчиковые игры для детей от 1 года до 3 лет

... пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот ... ... физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы ... .... У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является ... ... стихотворению прилагается описание рекомендуемых движений для пальчиковой игры, помещенное на соседней ... ... дремлет сладко? Давно пора вставать! И всех мы на зарядку Давно устали ждать! Раз-два, раз-два! Вправо-влево ...

Дата обновления: 20.05.2010


Код для вставки на форуме:
Цитировать Имя
Татьяна, 13.03.2013 03:01:25
Какие вы молодцы!!! :) Спасибо за множество полезных стишков, буду использовать в работе с младшими школьниками!!! Удачи и вдохновения Вам!!!
Цитировать Имя
Буля, 18.10.2011 23:55:31
Спасибо большое :{}
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования