Многие взрослые пытаются организовать свою работу и жизнь с помощью приемов тайм-менеджмента. Но, возможно, некоторые навыки было бы проще привить в детстве? Нужно ли учить малыша составлять планы, рассчитывать время, определять приоритеты задач? Как это делать? И зачем?
"Планы ничто, планирование все"
Первые уроки планирования кроха получает еще в младенчестве, когда мама приговаривает: "Сейчас мы оденемся и пойдем гулять... Покушаем, а потом будем спать". Стоит лишь немного развить эту тему, учесть возрастные особенности ребенка, добавить игровую составляющую - и планирование станет естественным занятием дошкольника.
Начать лучше всего с обсуждения списка интересных дел. Ребенок хочет поиграть с водой, а нужно ложиться спать? Предложите ему занести игру в список на завтра, чтобы не забыть. С малышом, посещающим детский сад, можно в течение недели придумывать и записывать занятия на выходные.
Нарисуйте одно под другим все обычные дела, совершаемые ребенком за день. Обсудите картинки, и в течение дня сверяйтесь с планом. В дальнейшем можно дополнить стандартный режим особыми событиями текущего дня.
Ребенку 4-5 лет предложите составлять планы на неделю. Для начала выберите характерный признак каждого дня: в один день ребенок посещает танцы, в другой - его забирает из детского сада папа, в третий - он приходит домой пораньше. А о выходных дети и так не забудут. Если какой-то день оказался ничем не примечательным - придумайте, как сделать его запоминающимся, - читайте в этот день определенную книжку или делайте что-то особенное. Когда ребенок освоится, расширьте список дел на каждый день.
Несомненную пользу и вам, и ребенку принесет план выполнения большого трудного дела. Например, составьте план, как вы будете наводить порядок в детской или план подготовки к приему гостей.
Приучайте ребенка следить за порядком действий. Можно сделать плакат с очередностью надеваемой на прогулку одежды. Или устно проговаривать, что делать дальше, пока малыш это не запомнит. Обязательно обсудите, какие действия допустимо менять местами, а какие нет: "Можно сначала надеть брюки, а потом колготки? Сначала лечь спать, а потом чистить зубы?". Если ребенок смеется над такой путаницей, значит, он понимает, к чему приведет нарушение порядка.
"Можно сначала надеть брюки, а потом колготки? Сначала лечь спать, а потом чистить зубы?"
Важно не только составлять планы, но и обсуждать их выполнение. Перед сном попросите ребенка вспомнить, что он делал днем. Особо беседуйте о невыполненных пунктах плана. Обращайте внимание малыша на дела, требующие выполнения в определенное время. Озадачьте его вопросом: "Если мы завтракали в обед, как назвать вечерний прием пищи?"
Сможет ли ребенок принимать активное участие в составлении и контроле выполнения планов, если он не умеет читать и писать? Сможет, нужно только подобрать понятную ему систему обозначений. Вариантов графического изображения планов множество: рисовать примитивные картинки или придуманные вместе с малышом пиктограммы, ставить штампы (самодельные или покупные), крепить магниты или специальные метки, вырезанные из магнитной бумаги. Так же можно заниматься планированием устно - это хорошая тренировка для памяти и образного мышления.
Необходимо не только учить ребенка составлять планы, но и подталкивать его к важным выводам. Предупредите, что запланированный поход в парк может расстроиться из-за плохой погоды, и предложите заранее придумать альтернативный план. Чаще спрашивайте, что может помешать исполнению задуманного и как тогда поступить. Объясните, что иногда стоит отказаться от планов при изменении ситуации. Например, если в выходные ребенка пригласят на день рождения, стоит отложить поход в музей.
Привыкнув составлять и обсуждать с ребенком планы, вы заметите, что он меньше сопротивляется очередному виду деятельности и сам бежит смотреть, что дальше по плану. Появится ощущение организованности жизни. Легче станет подготовить ребенка к неприятным моментам - походу к врачу, окончанию праздников.
Секреты времени
Невозможно за один раз объяснить малышу, что такое время. Эту информацию ребенок получает постепенно, накапливая с каждым днем, месяцем, годом новые знания и совершая собственные открытия.
Составление планов - подходящий повод приступить к измерению времени: делить сутки на утро/день/вечер/ночь, неделю на дни. Хорошо, если в детской будет висеть помесячный календарь. Отмечайте в нем все важные мероприятия, зачеркивайте прошедшие даты.
Если ребенок с нетерпением ждет какого-нибудь события - дня рождения или Нового года, - смастерите упрощенный вариант календаря. Нарежьте, но не до конца, листок бумаги на вертикальные полоски. И на каждой напишите даты, оставшиеся до важного события. Пусть ребенок ежедневно отрывает очередную полоску и считает, сколько осталось дней.
Одновременно с днями и неделями знакомьте ребенка с секундами, минутами, часами. Очень просто объяснить, сколько длится секунда. Скажешь "И раз" - и секунда прошла. Правда, после этого вам не удастся отмахнуться от ребенка обычным "секундочку" - именно через секунду он и будет ждать обещанного внимания.
Предложите ребенку последить, как отмеряют минуту песочные часы. А потом попросите перевернуть часы, уйти в другую комнату и вернуться ровно через минуту. После нескольких попыток поменяйтесь ролями - теперь вы покидайте комнату, а ребенок пусть наблюдает за часами.
Через некоторое время вы можете обсудить с ребенком, что можно сделать за минуту - теперь он примерно представляет, что это такое. Интересно поставить эксперимент. Пусть малыш скажет, сколько раз он успеет за минуту подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши, добежать до кухни и обратно, произнести определенное слово), а потом проверьте, насколько верна его оценка.
Эти игры можно проводить и с таймером, меняя промежутки времени. Хотя песочные часы для ребенка нагляднее. Определение времени по часам - полезный навык, но не стоит с ним торопиться. Лучше сосредоточится на выработке у крохи чувства времени и умения укладываться в заданный временной интервал. И тренироваться нужно на коротких промежутках в 1-10 минут.
Кроме единиц измерения - от секунд до лет, - очень важно, чтобы ребенок понял законы течения времени. Малыши не знают, что нельзя вернуться во вчера, растянуть день, отказываясь спать, или пропустить неприятную пятницу. Свойства непрерывности, необратимости времени нужно многократно обсуждать, приводя примеры и задавая вопросы.
Отдельная проблема - опоздания. Дети не верят, что поезд не будет их ждать, а спектакль закончится. Им вообще трудно принять, что что-то может произойти без них. Тут хорошо помогают игры в автобус (или другой транспорт), двигающийся по расписанию. Многократно отрабатывайте опоздания транспорта, пассажиров, и, возможно, придет день, когда в ответ на тревожное "Мы опаздываем", малыш действительно постарается собраться быстрее.
Дети не верят, что поезд не будет их ждать, а спектакль закончится.
Кроме пунктуальности, можно закладывать основы и других эффективных отношений со временем. В моменты ожидания играйте с малышом - и он поймет, что всегда можно придумать себе занятие, не обязательно стоять и скучать. Научите искать способы, как сберечь время. Например, обсудите сказку о дровосеке, говорившем: "Я не могу точить топор - я должен рубить". Находите в жизни ребенка способы экономии времени: использовать коробку, чтобы перенести сразу все игрушки, или сменить за обедом чайную ложку на десертную.
Хорошо, если с малых лет ребенок поймет ценность времени. Обращайте внимание крохи на сбереженные минуты и возможность потратить их на интересное занятие: "Ты так быстро подготовился ко сну, что мы успеем поиграть в лото". Награждайте малыша не только конфетами и игрушками, но и своим безраздельным вниманием. И конечно, сами старайтесь не тратить время без пользы или удовольствия.
Как победить большие и скучные дела
Проблемы взрослых нередко возникают не из-за плохих планов или неправильного учета времени. А из-за того, что не очень хочется делать намеченное. В детской жизни так же немало скучных дел - однообразных действий, которым ребенок давно научился, и трудных задач, которые он не очень хорошо освоил.
Игра в тайм-менеджмент поможет победить скуку и заодно привьет ребенку полезные навыки. Например, рассмотрим такое малоприятное дело, как уборка детской. Прежде всего, задачу нужно разбить на много маленьких подзадач: выкидывание мусора, сортировка деталей конструкторов, наведение чистоты под диваном. Поначалу это делает взрослый, но после нескольких уборок ребенок и сам сможет назвать основные этапы.
Затем нужно оценить, успеете ли вы убраться до обеда (прогулки, подготовки ко сну). С детьми 4-5 лет можно поговорить о приоритетах. Например, договоритесь, что книги и конструктор нужно обязательно убрать на место. А остальные игрушки, если не хватит времени, можно просто покидать в коробку.
Придумайте, чем можно отмечать завершение каждой из задач - мармеладкой, партией в крестики-нолики, чтением короткой книжки. И только после всех этих решений и договоренностей можно приступать, наконец, к уборке.
Если ребенку все-таки трудно взяться за неприятное дело, используйте другие способы. Предложите убирать игрушки, совсем недолго, пока не зазвонит таймер. Или в свободную минуту делайте лишь малую часть неприятного дела, сразу же вознаграждая чем-то усилия малыша. И обязательно расскажите, как вы мотивируете себя делать то, что не хочется.
Ответственность и мотивация
Как сделать, чтобы ребенок не только играл в тайм-менеджмент, но начал использовать эти приёмы на практике?
Прежде всего, малыш должен видеть, как родители планируют дела и следят за временем. Лучше проговаривать некоторые действия и мысли вслух. Но осторожно, вместе с полезными знаниями есть опасность передать крохе и субъективные представления о том, что "гладить - неинтересно, после обеда нужно отдохнуть, а ужаснее переезда ничего не бывает".
Спрашивайте у ребенка совет, если ему по силам разобраться в ваших планах. Чаще просите напомнить вам что-то сделать. Обязательно отслеживайте результаты выполнения планов. Вместе с тем нужно помнить, что у детей свои приоритеты, свои представления о нужном и полезном. Поэтому, занимаясь общим делом, важно договариваться не только о выполняемых задачах, но и о конечных целях.
У ребенка должно быть свободное время, иначе он не научится им управлять. Соблюдая строгий режим, нагружая малыша детским садом, кружками, секциями, культпоходами, вы можете выработать дисциплину, но не самодисциплину. Перед тем, как что-то поручить ребенку, куда-то его повести, спросите, чем он хочет заняться, какие у него планы.
Составление планов на день или неделю, учет времени и методы преодоления трудных дел сами по себе могут быть нагрузкой, если стараться их вести и соблюдать непрерывно. Причем в итоге эффект может получиться обратным. Поэтому планы составляйте время от времени. Например, начался год, ребенок пошел в новые кружки - хорошо составить план на неделю, чтобы легче было адаптироваться. Ваша задача - только познакомить ребенка с различными приемами. Желательно, чтобы дальнейшее их применение держалось на инициативе малыша. Эффективность методов сохранится лишь до тех пор, пока все занятия будут просто игрой, способом интересно и увлекательно провести время вместе с ребенком.
Автор: Юлия Луговская