Как научить ребенка играть

Психологи убеждены: ребенка следует учить играть. Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя.

Прежде всего нужно заинтересовать малыша. Для начала вы можете сами разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию.

Можно также перевести в игровой план стихотворение, в котором есть сюжет, или разыграть сказку.

Помните, что игра не должна превращаться в занятие. Чтобы увлечь ребенка, вы должны быть увлечены сами: ведь малыш не только подражает действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием.

Игра – это прежде всего удовольствие, это творчество всех ее участников. При обследовании одного Дома ребенка выяснилось, что все дети играют одинаково. Мы видели набор один и тех же действий, даже манера выполнения была у всех малышей похожей. Мы заинтересовались причиной и выяснили, что обучение игре проводится в жесткой форме занятия: взрослый уводит ребенка в кабинет и показывает игровые действия, оставаясь при этом бесстрастным и равнодушным. И малыши равнодушно, механически повторяли то, чему их обучали.

Итак, задача взрослого – увлечь малыша игрой и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра.

Какие же игровые образцы может предлагать ребенку старший?

Наблюдения показывают, что ребенок, умеющий воспроизводить некоторые игровые действия, может «застревать» на них: он подолгу, однообразными движениями кормит куклу или помешивает ложкой в кастрюльке. На определенном этапе это неизбежно: так ребенок отрабатывает схемы использования предметов. Однако, если действия не сменяются более содержательными, в игру необходимо внести разнообразие. Спросите малыша, что любит есть его кукла, предложите покормить ее чем-то еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Пусть у каждой куклы будет имя, свои привычки, характер, чтобы ребенок учился обращаться с ней не как с неодушевленным предметом, а как с существом, наделенным собственным внутренним миром.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляций с игрушками, заключается в том, что он еще не умеет планировать игру. Выше мы говорили о том, что игровое действие отличается от утилитарного тем, что оно регулируется не практическим результатом, а процессом. Ничто не сигнализирует о том, что следует прекратить кормление куклы (в реальной жизни таким сигналом для малыша является чувство насыщения) – вот он и подносит без конца ложку к ее рту.

Психологи установили: для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру схемы перехода от одного действия к другому. На первых этапах такие схемы могут быть двучленными. Например, взрослый, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, предварительно готовит для нее еду, а затем уже кормит ее, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых «обслуживает», обусловливает другое.

Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить из них кроватку, чтобы уложить куклу спать, или перевезти в машине кубики, чтобы построить дом и поселить в нем петушка.

Так ребенок учится выполнять одно действие, которое предваряет и обусловливает другое, сохраняя цель игры. При этом полезно обозначать словесно окончание одного действия и начало другого. Например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Можно ненавязчиво поинтересоваться у малыша, что он хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сможет сам обозначить цель и 999091-005.jpgрезультат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия ребенок может сворачивать и фиксировать это в форме таких высказываний: «уже поела», «уже погуляла».

Вначале ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время (когда он освоится с такими действиями) в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой или другим персонажем, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Поначалу малыш будет только подражать вам, не вполне осознавая смысл предлагаемых замещений. Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте на нем. Переждите несколько дней и предложите игру снова. Ребенок должен внутренне созреть до готовности к этой сложной деятельности.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

Ситуация

Двухлетняя Вера неожиданно перевернула блюдце, из которого кормила медвежонка, и накрыла им его. Педагог спросил ее: «Что это? Наверное, одеяло?» Вера радостно закивала головой, взяла тарелку, уложила на нее медвежонка и накрыла блюдцем. Подняв и покормив медведя, она снова положила его на тарелку, накрыв на этот раз пластмассовым квадратом. Ей так понравилось это изобретение, что в дальнейшем она несколько раз с удовольствием воспроизводила действие.

Не будь своевременного вопроса со стороны взрослого, возможно, открытие Веры осталось бы не замеченным ею. Участие взрослого помогло девочке закрепить пусть небольшое, но собственное изобретение.

Конечно, обучение ребенка использованию предметов-заместителей – это еще не все, что нужно для игры. Необходимо помогать малышу выстраивать сюжет, обогащать его опыт новыми впечатлениями. Следует также постепенно вводить в игру ролевые моменты.

Это означает, что ребенок, выполняя какие-то действия, воображает себя мамой, папой, шофером, космонавтом и т.д., а кукла играет роль дочки или сына. Для дошкольника такое отношение к игре естественно, а вот двухлетнего малыша нужно подводить к осознанию воображаемой ситуации. Спросите его в то время, когда он кормит куклу, кто он или кто кукла, и ребенок либо не поймет вашего вопроса и промолчит, либо назовет всех своими именами. А ваш вопрос: «Машенька, ты кормишь свою дочку?» – поможет ребенку другими глазами взглянуть на то, что он делает, полнее осознать роли участников игры.

Автор: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. "Что такое общение"

Число голосов: 4


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования