Ребенок учится общаться

Отчего, на ваш взгляд, зависит качество жизни человека?

Кто-то назовёт самым важным количество денег, кто-то - успех в профессии, кто-то - благополучие в семье.

Но «чахнуть над златом» в одиночку скучно, успех в профессии - это, прежде всего, признание другими, да и семья подразумевает наличие как минимум ещё одного человека.

По сути, всё самое лучшее в этой жизни сводится к одному: к отношениям с окружающими. 

А способность строить эти отношения закладывается в детстве. И самую важную роль в этом процессе играют взрослые, окружающие малыша.

Время авансов и бескорыстной любви

В первые две недели после рождения малыш не нуждается в общении как таковом. Ему нужна еда, сухие пелёнки и удобное местечко для сна. Поэтому все его крики и случайные улыбки (психологи называют их «гастрическими») никому не предназначены.

Однако уже в это время пора начинать ... обучение общению!

Чтобы заложить основы будущего успеха малыша в общении с окружающими, необходимо:

  •  видеть в малыше будущую личность «авансом»;

Именно то, что для мамы любые проявления ребенка очень важны, и она рассматривает их как сигналы (бежит на плач, устраняет причину недовольства, а, главное, разговаривает с ним так, как будто он уже её понимает), и является ключевым моментом для развития малыша. Благодаря этому «авансу» близкие малыша вскоре получают ценный приз - первую улыбку, предназначенную не тёплому одеялу или вкусному молоку, а им самим.  

  • обеспечить ребёнку милую и нежную  маму;

Постарайтесь не позволить усталости и послеродовой депрессии отнять у малыша возможность общения с вами. Больше отдыхайте и не отказывайтесь от помощи родственников и друзей, а при необходимости обратитесь к специалистам.

  • не стесняться проявлять свои чувства и не бояться избаловать малыша своим вниманием.

Когда малыш начнет получать удовольствие от общения и выражать его активными движениями - гулением и улыбками, - важно отвечать ему «взаимностью».254965-002.jpg

Интересно то, что чем пассивнее взрослый, тем активнее действует малыш. Всё как в «настоящем» общении, когда необходимо привлечь внимание собеседника и удержать его.

Внимание - главное, что нужно малышу в первые полгода жизни. И совершенно не важно, положительное оно или отрицательное: даже в ответ на упрёк или раздражённое высказывание в его адрес малыш расцветает улыбкой и радостно приветствует взрослого.

В это время в отношениях ребёнка и близких ему взрослых можно наблюдать «любовь в самом чистом виде» - и ребёнок, и взрослые ещё ничего не ждут и не требуют друг от друга, любят абсолютно бескорыстно, лишь за то, что существуют в этом мире.

Если эта ступенька «безусловной любви» пройдена успешно - малыш идёт дальше, постигая искусство общения.

«Деловая жизнь» младенца

После шести месяцев ребёнку уже мало одной лишь ласки и внимания. 

Его начинают интересовать не только люди, но и окружающие предметы. Теперь взрослый для малыша - «деловой партнёр».

Показ предметов и игрушек, помощь в действиях с ними - вот главный повод для общения.

Малыш, ещё не умея говорить ни слова, уже начинает улавливать некоторые «технологии и приёмы общения».

Ваши задачи на этом этапе:  

  • активно использовать вежливые слова в общении с ребенком («дай, пожалуйста», «извини» и т.д.);
  • «озвучивать» действия малыша и любые его попытки обратиться к взрослым  (например, заметив интерес ребёнка к предмету в руках другого человека, спросите: «Можно посмотреть? Дайте, пожалуйста!»);
  • демонстрировать доброжелательное отношение к другим людям;
  • не настаивать на общении ребёнка с посторонними или незнакомыми взрослыми - если малыш испытывает настороженность, дайте ему возможность почувствовать себя в безопасности.
  • не раздражаться, когда малыш протестует, требует, обижается и активно заявляет о своих желаниях.

Если  раньше ребёнок проявлял по отношению к взрослым исключительно положительные эмоции, то теперь, в «деловом мире», ярче проявляются отрицательные.

Эти изменения в характере малыша - определённый этап взросления, и нужно суметь изменить стиль общения с ним.

Важно помнить, что этот этап возникает только тогда, когда удовлетворена предыдущая потребность - в эмоциональном общении. В ином случае ребёнок ещё долго будет искать лишь ласки и эмоций.  

От года до трёх

Интересной особенностью малышей раннего возраста является то, что ребёнок способен говорить лишь о том, что он видит (или видел недавно).

Если вы посадите игрушечного медвежонка и попросите ребёнка сказать фразу «Мишка 313915-002.jpgстоит» - малыш этого сделать не сможет.

Прелесть малышей в том, что они абсолютно непосредственны и совершенно не способны даже к самой безобидной лжи.

Именно в годовалом возрасте «на сцену» выходят другие дети: малыш начинает обращать на них внимание.

Вначале малыш интересуется другим ребёнком как новой игрушкой - трогает, изучает, наблюдает со стороны.

Но чуть позже между детьми складываются совершенно особые отношения, отличающиеся от отношений со взрослыми: дети ссорятся, шумят, бегают, принимают немыслимые позы и гримасничают.

Эти взаимоотношения, несмотря на кажущуюся бессмысленность, очень важны для развития ребенка:  малыш проявляет свою самобытность и уникальность, словно убеждаясь в своём, «отдельном»,  существовании и способности налаживать контакты.   

Первые уроки общения со сверстниками:

  • обращайте внимание крохи на других детей, рассказывайте о том, какие они красивые и интересные;
  • показывайте образцы общения- просьбы, знакомство, прощание, угощение и т.д.;
  • обязательно устраивайте малышам ситуации «чистого общения»- пусть они общаются друг с другом без игрушек, под вашим присмотром, но без излишнего вмешательства: дайте детям вдоволь навеселиться и набаловаться, пресекая только недопустимое поведение (агрессию, опасные действия).

Ребята-дошколята

После трёх лет ребёнку становится недостаточно лишь внимания взрослого и совместной с ним деятельности. Ему теперь нужен источник знаний: он буквально засыпает взрослых вопросами.

Ещё одна особенность малышей 3-5 лет - острая потребность в настоящем уважении и искреннем одобрении взрослых. Если окружающие не удовлетворяют эту потребность - начинаются первые серьёзные проблемы во взаимоотношениях.

А к концу дошкольного детства ребёнок начинает активно интересоваться не только и не столько окружающим миром, сколько миром людей и их отношений.cb7774-001.jpg

Теперь ребёнок может разговаривать не только о том, что происходит здесь и сейчас (как в раннем возрасте), но и о том, что было, будет или могло быть - он фантазирует, философствует и размышляет на самые разные темы.

Уже к 4 годам гораздо более привлекательными «объектами для общения», чем взрослые, становятся сверстники.

Не удивляйтесь тому, что в общении со сверстниками ребёнок порой проявляет не самые лучшие качества: спорит, навязывает свою волю, приказывает, обманывает, притворяется.

Дело в том, что взрослый несёт для ребёнка культурно-нормированные образцы поведения, а сверстники по-прежнему остаются «тренировочной площадкой» для отработки коммуникативных навыков и свободного проявления себя.

Помогаем ребёнку стать мастером общения:

  • не отмахивайтесь от детских вопросов, разговаривайте с ребёнком на любые интересующие его темы;
  • относитесь серьезно к «разговорам по душам»- малыш учится доверию;
  • демонстрируйте уважение и сопереживание(психологи выяснили, что главная особенность детей, популярных в среде сверстников, - искренний интерес к другим и желание помочь);
  • не забывайте, что дети этого возраста очень чувствительны к любым тонкостям взаимоотношений- именно сейчас особенно важно показать ребёнку пример гармоничных взаимоотношений, который он сможет использовать как образец для подражания и усвоения правил и норм общения;
  • обеспечьте ребёнку возможность общаться в разных коллективах - приглашайте гостей, запишите малыша в кружок или спортивную секцию; чем больший опыт общения он получит на этом этапе, тем активнее будет стремиться к общению в будущем. И тем успешнее будут складываться его отношения с окружающими.

Учиться общению и умению строить гармоничные отношения с людьми можно всю жизнь.

Но самые главные ступеньки к мастерству в общении человек проходит в детстве, с помощью близких взрослых.

Удачи вам и вашему малышу на этом пути!

Автор: Ирина Семенихина

Источник: http://bibigosha.ru/

Число голосов: 2


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования