Часто ли вам приходилось слышать такую фразу от взрослых - будь то заботливая мама, бабушка или даже грамотный педагог?
Думаю, что нет. Скорее наоборот: гораздо чаще игра приносится в жертву другим, более важным, по мнению взрослых, делам. Например, занятиям математикой, чтением или шахматами. ИГРОВЫМ занятиям, конечно. Ведь важность игры признается и специалистами, и современными родителями.
Увы, но, несмотря на это признание, игра часто низводится до положения служанки - ее используют лишь для того, чтобы заставить ребенка выполнить то или иное задание.
А ведь на самом деле Игра - королева дошкольного детства. Именно она - самостоятельная, творческая детская игра - самое мощное и эффективное средство для развития ребенка.
И, научив ребенка играть, вы сделаете для его развития и обучения намного больше, чем миллионом развивающих занятий.
Игра не только инструмент обучения. Она нужна ребенку сама по себе.
«Учить ребенка играть? - изумленно спросите вы. - Разве способность детей играть не заложена природой?»
Нет. Игра ребенка - это совсем не то же самое, что игра детеныша животного. И она не возникает сама по себе. Чтобы ребенок начал играть, необходимо открыть ему мир Игры.
Учить играть
Раньше у взрослых не было такой задачи - учить ребенка играть.
Дети учились играть у детей. У них была своя, особенная культура, в которой царила Игра.
В семье было по несколько ребят, старшие брали в свои игры малышей, а те, подрастая, в свою очередь передавали свой игровой опыт следующему поколению.
Теперь ситуация изменилась. У детей часто нет старших братьев и сестер, во дворе дошколята гуляют исключительно под присмотром родителей, а в детских садах группы формируются по возрастному принципу.
Игры большинства современных детей стали бедными и тусклыми, а учителя бьют тревогу: все чаще дети приходят в первый класс с высоким уровнем знаний и умений, но не готовыми к школьному обучению психологически.
А ведь эти два факта взаимосвязаны: только тот ребенок, который прошел все ступеньки игры, гармонично и естественно приобретает все необходимые для успешного обучения способности и качества личности.
Ступеньки игры
Играющий ребенок в нашем представлении - это ребенок, который играет «в кого-то». В шофера, маму, продавца, парикмахера, учителя...
Даже серьезные учебники по детской психологии очень часто говорят только об одной игре - сюжетно-ролевой, когда дети распределяют роли и проигрывают сюжет, во многом подражая реальным действиям взрослых.
Однако сюжетно-ролевая игра - не единственный вид игры, и, главное, далеко не первый.
До появления известных всем игр в «Магазин» и «Дочки-матери» ребенок должен овладеть двумя другими видами игр, которые учат его создавать сюжет и играть роль.
Каждому возрасту - своя игра
Малыш с интересом разглядывает погремушку, стучит и звенит ей, годовалый кроха старательно собирает матрешку, послушно складывает игрушечные грибочки в корзинку... Однако ни тот ни другой ребенок пока не играют.
Игра «живет» в воображении и начинается только тогда, когда ребенок действует «понарошку».
Взять игрушечный грибок и положить его в корзинку - это совсем не то, что собирать кубики, представляя их грибочками, а себя - бабушкой.
Примерно до 2,5 лет ребенок с помощью игрушек просто изображает то, что видел: варит суп, кормит зайку, укладывает куклу спать, причесывает ее или отводит в детский сад. Но зайка - это всегда просто зайка, а не сыночек. И, уложив куклу спать, ребенок может тут же начать ее причесывать или кормить. Причем без особых эмоций.
То есть со стороны эта игра выглядит игрой, но для самого ребенка это не игра.
Игра начинается только тогда, когда ребенок действует «понарошку».
Взрослым нужно включаться в деятельность малыша, подсказывать ему сюжеты: прежде, чем кормить зайку, нужно сварить суп, а куклу разбудим, причешем и повезем в детский сад на машине.
Играть с ребенком нужно обязательно эмоционально, по-настоящему, от всей души.
И - главное - покажите малышу, что расческой может послужить палочка, а в суп можно положить не картошку и морковку, но и кубик с пирамидкой.
Сам себе режиссер
Если вы не пожалеете сил и времени на игры с малышом, то примерно к трем годам ребенок сам начнет разыгрывать целые представления.
Он будет брать множество разных мелких предметов, переставлять их с места на место и что-то бормотать.
Со стороны это выглядит довольно забавно, но не торопитесь смеяться: малыш занят очень важным делом.
В такой игре (она называется режиссерской) ребенок занимается сюжетотворчеством - придумывает истории и изображает их с помощью «подручных средств».
Малыш здесь - настоящий творец: он сам придумывает сценарий, решает, что чем будет, планирует пространство и играет все роли.
Именно в этой игре бурно развиваются речь и мышление, закладываются основы для развития воображения - самого главного приобретения детства.
Предоставьте в это время ребенку множество мелких игрушек и предметов, которые смогут стать героями его представлений.
Играя с ребенком, активно интонируйте речь и изображайте эмоции.
Задавайте вопросы, подсказывайте, но не старайтесь навязать готовую игру - лишь усложняйте его собственную. Не забывайте: вы - всего лишь консультант. Главный режиссер этого спектакля - ребенок!
Волшебные превращения
К 4 годам (а то и раньше) хорошо развивающийся малыш начинает превращаться.
Во что угодно и в кого угодно. Сейчас он - машина с грузом, через пять минут - кошечка, которой хочется молочка, еще через пару минут - грозный лев, догоняющий мышку...
Поздравляем: наступило замечательное время.
На сцену вышла образная игра. Теперь для вас не составит никакого труда уговорить своего медвежонка выпить молоко с медом, а чумазого поросенка - помыть свои копытца. Будьте готовы к тому, что вам не удастся наказать шалуна, - он неожиданно превратится в грозно лающую собаку, и вам придется отступить.
Ребенок в такой игре всемогущ - он может кого угодно победить и что угодно совершить.
Такие игры очень важны для становления самооценки ребенка и часто интуитивно используются детьми, чтобы избавиться от страхов и психологических травм.
Малыш тренирует свои эмоции, интонацию, учится перевоплощаться, удерживать роль, придумывает новый, оригинальный способ общения.
Подыгрывайте ему. Всерьез признавайте его право быть кем угодно.
Предлагайте сюжеты для действий героя, в которого он превратился.
Чаще используйте образы в общении с ребенком, останавливая внимание на особенности поведения персонажа и его взаимоотношения с другими.
Так не бывает!
Научившись в режиссерской игре придумывать сюжеты, а в образной - играть разные роли, ребенок к 5 годам будет замечательно играть в сюжетно-ролевые игры, которые станут для него самым главным и самым важным делом вплоть до самой школы.
Интересный факт: в примитивных племенах дети не играют. Это связано с тем, что они с раннего детства уже способны принимать активное участие в жизни взрослых: орудия труда просты и незамысловаты, технических средств, недоступных для их понимания, нет...
А «цивилизованные» дети изобрели оригинальный способ вхождения в мир взрослых - сюжетно-ролевую игру.
Эти игры - кладезь полезностей для развития ребенка.
Беря на себя роль в общем сюжете, ребенок учится общаться, управлять своим поведением, следовать правилам и наблюдать за своими действиями «со стороны». В таких играх естественно развиваются все психические свойства - и память, и внимание, и мышление, и воображение.
В сюжетно-ролевых играх для детей главным становится изображение не действий людей, а их взаимоотношений.
При этом ребенок часто изображает свой опыт, поэтому такая игра - очень «диагностическая»: наблюдая за играющими детьми, можно многое узнать о том, что творится в реальном окружении ребенка.
Дети очень щепетильны в играх. Они играют «по правде», так, как видят эту ситуацию в реальности.
Если у малышей трех лет конфликты происходят из-за обладания предметом (нужным для игры), у детей постарше - из-за роли (кто кем будет), то у старших дошколят тема конфликтов - «так не бывает!»
Взрослым нужно помнить, что главное условие такой игры - непринужденность. Ребенок должен получать максимальное удовольствие от процесса игры. Поэтому вмешательство в детскую игру должно быть не с позиции «сверху», а «на равных».
Играйте с детьми «по-настоящему», придумывайте изменения сюжета, заставляйте ребенка приспосабливаться к ситуации.
Для того, чтобы сюжеты детских игр были богаче, куда бы вы ни пришли - будь то парикмахерская, магазин или спортклуб, - обратите внимание ребенка на взаимоотношения людей: кто они, чем занимаются, как общаются между собой.
Находите или придумывайте какие-нибудь забавные факты - дети запоминают то, что задело их эмоционально. Всё это ребенок с удовольствием использует в игре. А способность обогащать игровой сюжет, помимо всего прочего, очень ценится в детском сообществе.
Ребенок, который в дошкольном детстве много и свободно играл, который проиграл все необходимые ступеньки в развитии игры, будет успешен в школе и в дальнейшей жизни.
Природа мудра, а детство - уникальный период в жизни человека.
И не надо искусственно его укорачивать, стараясь заместить такое важное и нужное дело, как детская игра, массой развивающих занятий и методик раннего развития.
Самое гениальное средство для развития ребенка изобрела природа. И имя ему - Игра.
Автор: Ирина Семинихина
Источник: http://bibigosha.ru